История масонства в России - это история заговора против России.
Архивные данные свидетельствуют, что практически нет ни одного важного для России события, в котором масонские ордены не сыграли бы особую, всегда отрицательную для нее роль.
Масонство было главной формой незримой духовной оккупации России, формой реализации антирусских импульсов Запада.
По отношению к России деятельность масонских орденов носила в чистом виде заговорщический характер, ибо предполагала тайные действия, не соответствовавшие национальным интересам
России, способствовала ее ослаблению, поражению в войнах, разрушению национальных идеалов, традиций и обычаев.
По сути дела, «работа» масонских орденов велась параллельно подрывной деятельности зарубежных спецслужб, а часто и переплеталась с ними. Известно множество случаев, когда члены
масонских лож и агенты иностранных разведок выступали в одном лице. Кстати говоря, зарубежные спецслужбы всегда рассматривали масонов как резерв для подбора кадров в борьбе против
России.
Сами масоны всегда пытались представить свое преступное сообщество как идейную организацию. Однако никакой положительной идеи в умственных рассуждениях масонов не существовало,
а только сатанинская жажда господства над другими людьми.
Идеология масонства - это идеология избранничества, предполагающая господство над человечеством. Цель масонов - установление мирового порядка, в котором им будет принадлежать
господствующая роль.
Платонов О.А."Криминальная история масонства 1731-2004"
Со времени английской революции масонство проникает и в Россию. Сторонники английского короля-изгнанника Иакова II, так называемые масоны-якобиты, появились в России, где и нашли
гостеприимный приют при дворе Царя Алексея Михайловича. Но кроме масонов-якобитов в Московском
государстве появились и сторонники Короля Вильгельма III Оранского. Эти английские и шотландские эмигранты основали в Москве Немецкую Слободу которая стала мощной лабораторией масонства.
По словам масонского предания, первая ложа в Москве возникла еще в царствование Царя Алексея Михайловича, причем «Брюс был оной Великим Мастером». Граф Брюс, по словам предания, был
одним из высокопосвященных масонов и глубоко и плодотворно проник в тайны масонского ордена. Масонство после проникновения в Москву делает большие успехи. Иностранцы просвящают и
посвящают русских именитых людей в масоны и насаждают масонские ложи. Через шесть лет после смерти Петра I (умер в 1725 году) гроссмейстер Великой Лондонской Ложи, лорд Ловель,
назначает капитана Джонла Филиппса провинциальным Великим Мастером для всей России. Масонство в России приобретает правильную и прочную форму организации.
Иванов В.Ф. "Православный мир и масонство"
Царствование Петра I
Это царствование кладет начало эпохи открытого и скрытого гонения против православных и старого, и нового обряда. С воцарением Петра I иностранцы-масоны занимают в русском государстве господствующее положение. Под влиянием иностранцев Петр охладевает к православию, быту, нравам и
прошлому своего народа и все симпатии отдает чужеземным пришельцам. Он усваивает масонские принципы и сам делается масоном.
«В одной рукописи Публичной Библиотеки рассказывается, что Петр был принят в шотландскую степень св. Андрея, причем дал обязательство, что сей орден восстановит в России, что и
исполнил, (в виде ордена св. Андрея Первозванного, учрежденного в 1698 году). Оставя епанчу зеленую, как она и должна быть, но ленту вместо зеленой сделал голубую: его письменное
обязательство существовало в прошлом веке в той же ложе, где он был принят, и многие оное читали».
Среди рукописей масона Ланского есть обрывок серой бумаги, на котором записано такое известие: «Император Петр I и Лефорт были в Голландии приняты в Тамплиеры». (Вернадский. Русское масонство в царствование Екатерины II.)
В рукописи Публичной Библиотеки (1816 г.) «Взгляд на философов и революцию Французскую» указано, что масонство «существовало во время Царя Алексея Михайловича, и Брюс был оного
Великим Мастером, а Царь Петр был первым надзирателем, потом Великим Мастером Кейт». (А. Н. Пынин. Русское масонство XVIII и первая четверть XIX в.)
Пользуясь поддержкой самого Царя, иностранцы-протестанты ведут пропаганду своего учения совершенно безнаказанно. Господствующая Православная Церковь отходит на второе место и
превращается сначала в церковь терпимую, а потом гонимую. При деятельном участии самого Царя создается «Всешутейший Собор», участники которого подвергают Православную Церковь
кощунственному осмеянию и поруганию. Под видом исправления церковной и монастырской жизни издается целый ряд указов, стесняющих свободу совести и церковной жизни православных. Идет
широким фронтом борьба за искоренение «гангрены», т.е. монашества, и за разгон «тунеядцев-монахов». От церквей и монастырей отбирается имущество. Монахи и священнослужители переводятся
на голодное содержание. Как из рога изобилия сыпятся указы, запрещающие поднимать иконы на дом, строить храмы, производить сборы на храмоиздательство и колокола, устраивать часовни,
хранить артос и богоявленскую воду и т.д. и т.д. Стесняют религиозную свободу и гонят не только православных нового обряда , но и старообрядцев. Православная церковь в лице своих
служителей приводится к молчанию. Протестанты печатают и распространяют свои сочинения, а православные не имеют возможности издавать и распространять свои книги, направленные на
опровержение протестантской ереси. Унижаемая морально и разоряемая экономически, православная церковь хиреет и ослабевает.
Протестанты-масоны внушают Петру I мысль уничтожить патриаршество, обезглавить церковь, подчинить ее бюрократическому учреждению во главе со светским чиновником, обер-прокурором
Св. Синода, и тем самым унизить непререкаемый авторитет церкви и подорвать уважение к ней в глазах народа. Руководство церковной жизнью бюрократией убивает соборное начало. Распадается
«богоизбранная, богомудрая и благочестивая двоица» — Царь и Патриарх. Восторжествовала чуждая истории русской, православной церкви и православной жизни масонская идея — отделения церкви
от государства, Царская власть становится морально одинокой. Расшатывая религиозные основы царской власти, эпоха Петра наносит сокрушительный удар исконному Самодержавию. Византийская
традиция — царство и церковь нельзя отделить, — традиция теснейшего союза алтаря и престола была нарушена.
«Унижая церковь в глазах народа, — говорит Лев Тихомиров, — Петр рубил один из самых глубоких и питательных корней, на котором стояло, росло и развивалось дерево Самодержавия».
(Лев Тихомиров. Монархическая государственность.)
В царствование Петра I умирает Православная Монархия и нарождается новый тип государства — Европейская Монархия в форме просвещенного абсолютизма.
Иванов В.Ф. "Православный мир и масонство"
Царствование Анны Иоанновны
После смерти Петра I политика правительства в отношении церкви остается неизменной. Пренебрежительное отношение и гонение против церкви не ослабевают, а усиливаются. Меняются только
формы этого гонения, которое в царствование Анны Иоанновны достигает своего апогея.
Протестанты-масоны захватывают власть в государстве, и протестантизм становится господствующей религией. Всякое выступление против протестантов рассматривалось как тяжкое государственное
преступление. Православных епископов бросали в Тайную Канцелярию, томили в крепостных казематах, ссылали на житье в холодные дебри Сибири за то, что они не хотели отказаться от своей
веры. Своевольство местных властей не знало границ: священнослужителей забирали в канцелярии, держали под арестом, били, налагали на них несказанные тяжести и не хотели признавать
ни прав духовенства, ни власти над ним архиереев. Некоторые из монастырей лишились своих вотчин: монастырские вотчины, наряду с архиерейскими, разорялись от усиленных сборов.
По-прежнему, как и при Петре I, под страхом самых жестоких наказаний, запрещалось постригать в монахи сверх положенного числа. Результатом этого было уменьшение числа монашествующих
почти вдвое.
Православная церковь масонским террором была приведена к молчанию. За попытку издать сочинение Стефана Яворского «Камень веры», направленное против протестантской ереси, замучили
Феофилакта Лопатинского, архиепископа Тверского.
Привилегированное положение протестантов по сравнению с православными открывало им полную возможность пропагандировать свою ересь.
«Было то неблагополучное время, — говорил в своем слове в день Благовещения в 1742 г. Новгородский Митрополит Дмитрий Сеченов, — когда враги наши до того вознесли свою голову, что
дерзнули порочить догматы св. веры, догматы христианские, от которых вечное спасение зависит: Ходатайницу спасения нашего на помощь не призывали и заступления ее не требовали; святых
угодников Божиих не почитали; иконам святым не кланялись; знаменем креста святого гнушались, предания апостолов и святых отцов отвергали; добрые дела, которыми снискивается вечная мзда,
отметали; в святые посты пожирали мясо, а об умерщвлении плоти и слышать не хотели; над поминовением усопших смеялись, существованию геенны не верили».
Террор в отношении духовенства, «чинимые над ним произвол и насилия» внесли страшное опустошение в его среду. За отсутствием священнослужителей закрылись многие церкви, а школы были
лишены учителей.
Борьбу с православной церковью вели не только иностранцы, но и русские передовыелюди, как Феофан
Прокопович, Татищев и князь Антиох Кантемир, воспитанные масонской литературой, направленной против религии, духовенства и всех божественных установлений.
Иванов В.Ф. "Православный мир и масонство"
Царствование Елизаветы Петровны
Набожная русская царица Елизавета поддерживает гонимую и униженную православную церковь.
Православная церковь немного отдыхает от страшных ударов и зияющих ран, которые были нанесены ей при Анне Иоанновне. Но надвигается новая беда. Открытое гонение сменяется пропагандой
масонства против православия, которое благодаря покровительству фаворита Императрицы Елизаветы, гр.
П.И. Шувалова, масона, вырастает в большую силу. Формируется масонская общественность. В сети масонского ордена попадают представители русской интеллигенции, как напр.,
Малессино, писатели Свистунов, Болтин, Федор Мамонов, кн. Щербатов, Сумароков, актер Волков
и т.д. которые через науку, литературу и театр ведут пропаганду масонства. Фармазоны, как тогда называли масонов, стали си мволом безбожия и вольнодумства. Масоны, — по меткому
выражению современника той эпохи, — «антихристовы рабы», отступники от веры, еретики и богохульники, для которых нет ничего святого. Вольнодумство широко распространилось в русском
елизаветинском обществе, начиная с обеих столиц и кончая глухой провинцией. Яд масонства отравил сознание и душу русского передового общества. Темная мировая антихристова сила пускает
глубокие корни в русской жизни.
Иванов В.Ф. "Православный мир и масонство"
Царствование Екатерины II
С воцарением Екатерины II наступает золотой век масонства в России. Власть в государстве
захватывают масоны. Проводится открыто антиправославная политика. Представители правительства в лице Обер-прокуроров Св. Синода Мелессино и Чебышева, которые были ярыми масонами и
безбожниками, в течение 10 лет вели открытую масонскую пропаганду, причем Мелессино выдвигал проект создания «живой церкви», а Чебышев проповедовал безбожие. Под влиянием масонов был
издан указ об отобрании церковных имений, что привело к полному разорению монастырской жизни и закрытию 4/5 православных монастырей. Выступивший против масонских нападок Ростовский
Митрополит Арсений Мацевич закончил жизнь мученической смертью. Отнятие монастырских имений ставило епархии в тяжелое, почти безвыходное положение. Строительство церквей и школ
прекратилось. Отсутствие средств для производства ремонтов приводило к тому, что разрушались кафедральные соборы, архиерейс кие дома и сами епархии.
Эпоха Екатерины II — эпоха лютого гонения против православной церкви. «Раскольники», как и православные нового обряда, также подвергались жесточайшему гонению. Враги же православия
пользовались полной свободой. Масоны вели открытую пропаганду против православия, проповедуя или открытый атеизм по сочинениям масонов Вольтера, Дидро и д'Аламбера, или нездоровый
мистицизм, в духе Сен-Мартена и др., дискредитировали и унижали духовенство и создавали против него в обществе враждебные настроения. Отрицая церковь и обряды, масоны создавали свою
церковь и свои ритуалы, свои храмы, престолы, жертвенники, облачения и т.д. Масоны, по их заявлениям, стремились высвободиться из-под дисциплины и регламентации господствующей церкви
и создать свое церковное общение, независимое и с большим простором для религиозного действования.
Масоны стремились создать свою собственную «малую церковь».
Антиправославную работу вели наши профессора и наука, которые прочно были захвачены масонством; писатели-масоны Фонвизин, Херасков, Радищев, Новиков и их последователи, а также подавляющее большинство интеллигенции, которая находилась во власти безбожных идей
французской революции 1789 г.
Иванов В.Ф. "Православный мир и масонство"
Царствование Павла I
Русские масоны видели давно в лице Павла - «отца» своего движения. В жизни самого императора Павла очень много сторон не ясных и не изученных. Существует мнение, что Павел еще в
раннем возрасте был намечен масонами как орудие в достижении своей цели. Во главе масонской партии был главный воспитатель Павла Н.И. Панин и его брат П.И. Панин, поместный мастер масонского ордена в России. Еще с 1769 года между Павлом и Николаем Паниным возникает усиленная переписка,
в которой обсуждается основное очертание желательного государства, прежде всего военного строя.
Политика Павла была направлена на укрепление самодержавия и наведения порядка в государственных делах. Он неустанно подчеркивал божественный характер власти. Заявлял, что только от
его милости зависит положение того или иного лица в государстве.
«Отрицательное отношение значительной части масонов к Екатерине и симпатии к Павлу Петровичу выясняются вполне определенно в конце 1770-х годов. 3 сентября 1776 года, при соединении
Елагина с Рейхелем, великим неместным мастером сделан был граф Н.И. Панин. Не прошло и двух месяцев после того, как и внучатый племянник Панина и близкий друг Павла А.В. Куракин был
отправлен, в любимую Паниным Швецию, составлять масонскую партию».
В России, в то время, развивалось дворянско-либеральное направление. Яркими его представителями были: Н.И. Панин, А.Р. Воронцов, Е. Р. Дашкова, Д.А. Голицын, А.А. Безбородко, Д.И. Фонвизин и другие. В их среде ставились вопросы смягчения и постепенной отмены крепостного права,
ограничения самодержавия, обеспечения прав и свобод личности.
Руководителем русской дипломатии стал Н.И. Панин, а его секретарем Д.И. Фонвизин. Они составили проект будущей конституции. Дворянско-либеральное направление было тесно связано с
просветительским и являлось, в сущности, его частью. Крупнейшим просветителем был издатель и публицист, масон
Н.И. Новиков. В своих сатирических журналах «Трутень» и «Живописец» он критиковал взяточничество, произвол. Жестокость и сквернословие помещиков, не щадил и саму императрицу.
Новиков выступал за просвещение народов, за борьбу со злоупотреблением господ, что должно подготовить отмену крепостного права.
В 1784 году состоялось принятие Павла в масонство сенатором Елагиным в присутствии графа Панина. Взгляды Павла на масонство резко изменились после Французской революции, которая
вызвала у него ужас и отвращение. Вокруг Павла стали появляться люди настроенные против масонства - Растопчин и Аракчеев. Хотя первое время, после восшествия на престол, Павел проявил
гуманность к масонам.
И.В. Лопухин в своих «Записках» пишет: «4 декабря 1756 года предстал я перед Павлом Первым. Он так милостиво меня принял, и такой имел дар приласкать, когда хотел, что ни с кем всю
мою жизнь не был я так свободен при первом свидании, как с сим Императором…». Уже 5 декабря Лопухин был пожалован в Действительные Статские Советники. «К вечеру того же дня Государь
призвал меня к себе, приказал мне объявить в Сенате Генерал-прокурору волю Его об освобождении всех без изъятия заточенных по Тайной Экспедиции, кроме повредившихся умом».
Но впоследствии, ни внутренняя, ни внешняя политика Павла не стала совпадать с расчетами и планами масонов. Всеми действиями и распоряжениями Павел стремился показать, что масонство
при нем ничего не достигнет.
Никаких надежд на «Конституцию» не оставалось. Значит и преобразований, планируемых масонами, не могло быть. Быть пассивными смотрителями со стороны масоны не хотели. Ведь они возлагали
огромные надежды на приход Павла к власти. Пропасть непонимания друг друга росла и росла.
Не устраивал Павел и Англию, следовательно, английских масонов. Его взгляды и убеждения резко расходились с масонскими, и скрывать он это не хотел. Русские и английские масоны
задумали устранить императора. Мысль о государственном перевороте была высказана вице-канцлером Паниным в беседе с английским послом в мае 1800 года. Масоны стали всячески стремиться
удалить от Павла преданных ему людей. 1 марта 1801 года Павел был убит заговорщиками.
Данное печальное событие, происшедшее накануне явных разногласий масонов и Павла, повлекло различные суждения об убийцах Павла. Так как масоны были глубоко разочарованы отношением
Павла к масонскому движению и их настроения были уже откровенно враждебны. Был явный повод приписать это убийство масонам.
Масонство, как политическое движение, хранило в себе очень большую движущую реакционную силу. С помощью своих рычагов - лож, они распространяли свои убеждения и мысли в народ. Резкое
отношение масонов к насилию привлекало в их ряды людей, враждебно настроенных к государственному строю.
После убийства Павла I и восшествия на престол императора Александра I влияние розенкрейцерских идей на российских масонов вновь возросло.
В 1804 П. И. Голенищев-Кутузов возобновил в Москве работу ложи «Нептун» (основана в 1798), её члены, включая М. И. Кутузова, начали играть ключевые роли в политической
жизни страны. Число масонов, заинтересованных в сохранении традиций, наоборот, существенно уменьшилось.
Возродилось влияние прусских масонов. В 1807 прусский масон, эмигрант И. А. Фесслер основал в С.-Петербурге ложу «Полярная Звезда» (вошли М. М. Сперанский и лица из его
ближайшего окружения).
В 1809 возобновил работу также и капитул «Феникс» (Шведского обряда), образовавший в 1810 Великую ложу «Владимир к Порядку».
Ложам Шведского обряда император Александр I, сам масон, разрешил действовать в России легально, но с запретом «присвоения в распоряжение ордена заведений воспитания
юношества, аптек, книжных лавок, типографий». Контроль за деятельностью масонов осуществляла Особенная канцелярия Министерства полиции (с 1819 МВД).
Сторонник Шведского обряда И. В. Бёбер усилил мистическую окраску масонских «работ» и ввёл принцип «невидимых начальников», пытаясь возродить традиции уже утратившего
популярность обряда «строгого послушания». Противники этих нововведений, опираясь на поддержку власти, в противовес Великой ложе «Владимир к Порядку» в 1815 образовали
Великую ложу «Астрея» (великий мастер – граф В. В. Мусин-Пушкин-Брюс).
Масонство способствовало объединению будущих декабристов, которые были членами различных лож (многие из них, в т. ч. князь С. П. Трубецкой, А. Н. Муравьёв, входили в
Великий Восток Франции).
Под влиянием организационной структуры масонов созданы «Орден русских рыцарей» (1814–15), а также тайное декабристское общество «Союз спасения» (1816; несколько лож
фактически являлись его управами).
Рескриптом от 1(13) августа 1822 император Александр I запретил деятельность масонов в России, поскольку они стали заниматься «предметами политическими» (в 1821 великий
князь Константин Павлович приказал закрыть масонские мастерские), однако тайные собрания масонов продолжались.
После восстания декабристов император Николай I рескриптом от 21 апреля (3.5)1826 вновь запретил деятельность лож.
Первые ложи в России, после их запрета в 1822 году, начинают вновь открываться в 1905 году. Эти ложи открывают Великий восток Франции и Великая ложа Франции. Первые ложи учреждаются в
Санкт-Петербурге и Москве. Известными ложами о которых сохранилась достоверная информация были: «Возрождение», «Северное сияние», «Полярная звезда» и «Астрея», которые были открыты под эгидой
Великого востока Франции. А также ложа «Феникс», которая была открыта в двух городах Москве и Санкт-Петербурге под эгидой Великой ложи Франции.
Ложи были немногочисленны, так в ложах «Возрождение», «Северное сияние», «Полярная звезда» и «Астрея» насчитывалось около 94 масонов. Информация о ложе «Астрея» весьма скупа. Известно,
что ложа работала в 1916-1917 годах, в Москве и Санкт-Петербурге, и вероятно по древнему и принятому Шотландскому уставу (ДПШУ).
В 1908 году для работ в дополнительных степенях ДПШУ был открыт капитул «Астрея. Ложи Великого востока Франции были закрыты в 1910 году, после появления парамасонской политической организации
Великий восток народов России (ВВНР). Причиной закрытия лож стал переход 37 (из 94) членов лож Великий восток Франции в Великий восток народов России. И поскольку ВВНР заявил о разрыве отношений
с иностранными масонскими организациями, то целесообразность нахождения лож ВВФ в Российской Империи потеряла свою актуальность. Ложи Великой ложи Франции вероятно проработали до 1917 года и
после были запрещены.
«Великий восток народов России» (ВВНР) был создан на учредительном съезде в Москве летом 1912 года. Характерным отличием лож ВВНР от лож ВВФ являлась отмена ряда обязательных пунктов в работе
масонских лож. Такими пунктами стали: упразднение степени подмастерья, упрощение ритуалов, написание политических программ вместо зодческих работ, обсуждение политических вопросов на собраниях,
работа не во имя Прогресса, как в ложах Великого востока Франции, а политическая активность в Государственной думе.
Ложи ВВНР носившие название «масонские» таковыми не являлись, а члены ВВНР не признавались масонами Великим востоком Франции и другими масонскими организациями, а считались политическими кружками.
Это привело в будущем часть бывших членов ВВНР, когда после Октябрьской революции 1917 года они покинули Россию, к прохождению ими заново ритуала масонского посвящения.
Руководящей структурой ВВНР был верховный совет, во главе которого стоял генеральный секретарь, а не великий мастер, как в масонских великих ложах. Первым генеральным секретарем Верховного совета
ВВНР был Н. В. Некрасов, с 1913 по 1914 годы А.М. Колюбакин, левый кадет, далее на пост руководителя организации вернулся Н. В. Некрасов, а начиная с Конвента 1916 года — эсер А.Ф. Керенский. После
того, как А. Ф. Керенский стал во главе Временного правительства России, в июле 1917 года, пост руководителя ВВНР перешёл к управляющему делами Временного правительства меньшевику А. Я. Гальперну.
ВВНР объединял несколько десятков лож, приблизительно от 5 до 25 человек каждая. Ложи создавались по территориальному принципу. В ВВНР было несколько специальных лож — «Военная», «Литературная»,
и думская ложа «Роза». Численность членов ВВНР составляла около 400 человек. ВВНР прекратил свою деятельность после революции 1917 года.
В исторической литературе оценки роли масонов в февральских событиях 1917 г. противоречивы. Так, по мнению Л. Авреха, масонского присутствия среди политических сил накануне и в ходе Февральской
революции практически не ощущалось, русское политическое масонство последних десяти лет существования царизма можно сбросить со счетов истории. В то же время О. Соловьев в свете последних изысканий
своих, В. Старцева, Л. Хааса находит вывод А. Авреха излишне категоричным. На взгляд же Б. Николаевского, деятельность Верховного Совета масонской организации в дни Февральской революции была очень
активной. Каковы же основы данной противоречивости?
Масоны периода Февральской революции — это вторая волна масонства в России. Началась с 1906 г., когда на родину возвратились многие эмигранты, в том числе русские масоны французских лож. Среди
них был и инициатор возрождения российского масонства профессор М. Ковалевский. На конвенте 1912 г. в Москве определилось общее название организации — «Великий Восток народов России». Масонские ложи
действовали в Петербурге, Москве, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Самаре, Саратове, Киеве, Одессе, Харькове, Минске, Витебске, Вильне, Риге, Тифлисе, Кутаисе. Численность организации предположительна,
называются цифры от четырехсот до тысячи. Известны фамилии около ста двадцати масонов.
Идеология политического масонства, как вне- и над- партийной организации, сформировалась в 1909-1910 гг. Суть ее — согласованные действия левых сил (от прогрессистов до социал-демократов). Логическое
обоснование идеологии: 1) раздробленность в левом лагере ослабляет силу общего натиска на самодержавие, 2) форма партийно-политических переговоров оказывается неприемлемой из-за взаимного недоверия,
3) масонская организация может дать нужную новую форму для необходимых партийно-политических согласований.
Программная формула масонской организации — стремление к моральному усовершенствованию ее членов на почве объединения усилий в борьбе за политическое освобождение.
Деятельность масонства осуществлялась в условиях строжайшей конспирации: никаких письменных документов. Вопрос о каждом новом кандидате в «братья» тщательно рассматривался в ложе, собирались сведения
не только о его политической благонадежности, но и верности раз данному слову. Для вступления в организацию требовалось принятие присяги.
Работа лож выражалась во взаимной информации о внутренней жизни тех политических партий, которые были представлены в ложе. После информации осуществлялся обмен мнениями с целью выяснения возможности
согласованных действий различных политических сил. Формально обязательных решений не принималось — намечалась лишь общая точка зрения на обсуждаемый вопрос и общая линия поведения. Для связи Верховного
Совета и лож проводились специальные объезды лож членами Верховного Совета или их представителями.
С началом первой мировой войны Верховный Совет масонской организации не смог преодолеть разногласий по вопросу об отношении к войне. Взаимопонимание проявилось при определении работы по обслуживанию
фронта через различные комитеты помощи. Приезжая с фронта, масоны делали подробные доклады: о плохой организации снабжения, о бездарности командования, об опасности стихийных народных выступлений.
Масонское стремление изменить сверху напряженную ситуацию в стране вело к идее политического переворота: отречения Николая II и заменой его (кем именно прямо не называлось). Практическое осуществление
заговора не являлось целью масонской организации, но некоторые члены Верховного Совета были связаны с организаторами заговорщических планов, являясь их вдохновителями. По утверждению Б. Николаевского,
идеология заговорщического движения впервые получила осознанную формулировку именно в масонской среде, что согласуется с воспоминаниями масонов А. Гальперна и Н. Некрасова.
Недовольство царем в годы войны сочеталось с недовольством царским правительством, отсюда появление в общественных кругах -задолго до февральских событий списков нового правительства, в том числе и
составленного на квартире масонской четы: С. Прокоповича и Е. Кусковой 6 апреля 1916 г. В списке первого состава Временного правительства 2 марта 1917 г.— двенадцать министров, пять из них — члены
масонской организации: А. Керенский, А. Коновалов, Н. Некрасов, Н. Чхеидзе, А. Шингарев. Еще четыре министра: А. Гучков. Г. Львов, А. Мануйлов, П. Милюков — из масонского списка. К тому же остается
спорным вопрос о принадлежности к масонской организации М. Терещенко (как и Г. Львова). При этом А. Керенский (трудовик, с марта — эсер), А. Коновалов (прогрессист), Н. Некрасов (кадет), Н. Чхеидзе
(меньшевик) были членами Верховного Совета масонской организации. Н. Чхеидзе отказался от поста министра труда, являясь уже главой Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов, заместителями
его были А. Керенский и М. Ско белев (меньшевик, масон).
Участвовали масоны в формировании и местных органов власти, например, в Витебске губернским комиссаром Временного правительства стал кадет Волковер, его помощником — прогрессист Бамас, заместителем
председателя Совета рабочих депутатов эсер Цейтлин (в ложу они были приняты в 1914-1915 гг. при приезде в Витебск А. Колюбакина и А. Керенского).
Противоречивость оценок исторической значимости масонской организации в Февральской революции основана, как представляется, на следующем:
1) масонская идея заговора по отречению царя согласуется с масонской идеологией «сглаживания углов»: заговор не во имя революции, а во "имя ее предотвращения (не допустить бунта снизу);
2) хотя масоны были сторонниками эволюционного развития страны, но косвенно они посодействовали революционному свержению монархии: заговорщические настроения проникли в офицерскую среду и способствовали
формированию в ней, с одной стороны, индифферентного отношения к царской семье, с другой — нейтрального или даже сочувствующего отношения офицеров к событиям Февраля;
3) не сумев предотвратить Февральскую революцию, масоны энергично воспользовались открывшимися возможностями после отречения царя: вошли как в центре, так и на местах в обе властные структуры
(правительственные органы и Советы).
Последовавшая за революцией перегруппировка политических сил принципиально изменила взаимоотношения в масонской организации. Если Верховный Совет летом 1917 г. еще сетовал, что левые губят коалицию,
то ложи уже оказывались не в состоянии сесть за общий стол из-за вражды между «братьями». С углублением в стране поляризации политических взглядов идея вне- и над- партийного единения утратила перспективу.
В первые годы советской власти в стране действовало достаточно много самых различных тайных обществ, причем далеко не все из них отторгали новую власть, некоторые были ее активными
союзниками.
В СССР в 20-х годах действовали восемь тайных масонских организаций: «Орден мартинистов», «Орден Святого Грааля», «Русское автономное масонство», «Воскресенье», «Братство истинного
служения», «Орден Света», «Орден Духа», «Орден тамплиеров и розенкрейцеров», очагом был Ленинград. Самый крупный «Орден мартинистов» – ветвь французского общества.
Из заявлений лидеров масонских лож следует, что “стремления коммунизма совпадают в общих чертах со стремлениями русского масонства”.
Но в конце 1920-х — начале 1930-х гг. в СССР начались гонения на «братьев». Советские масоны, призывавшие чекистов расправиться с Православной Церковью и патриотическим движением, были
поражены, что сталинский террор обрушился и на них самих.
Органы ОГПУ и НКВД искусственно создавали масонские ложи для “засвечивания” и отслеживания действий, как констатировалось в следственных документах, “врагов советской власти”.
Многочисленные процессы тридцатых годов над всевозможными “троцкистами”, “безродными космополитами”, “западными агентами” и “антисоветскими организациями” — это сокрушительный удар по
масонству в СССР. Именно этого до сих пор не может простить Сталину западная и российская сионодемократия.
Осознание огромного значения масонских архивов для укрепления собственного режима пришло к Сталину, когда Советская Армия перехватила немецкие архивы деятельности масонов. Архивы
приобрели статус Особого Архива СССР. Эти документы раскрыли представление о их оккультных мотивах механизма мировой власти. Благодаря полученным знаниям Сталин с легкостью укрепил свои
позиции в правящих кругах на Западе. Желание противостоять масонству и сионизму побудило Сталина к борьбе с космополитами.
Скорее всего, масонство в СССР не было ликвидировано окончательно, корни его распространены по всему миру, только в «глубоком подполье».
В 1990 году, с посвящения Георгия Дергачёва — первого масона в новейшей истории, началось возрождение масонства в России. 28 апреля 1991 года, в Москве, под эгидой Великого востока
Франции была открыта первая масонская ложа. Всего было открыто, с 1991 по 1997 год, 6 лож ВВФ: «Северная звезда», «Свободная Россия», «Девять муз», «Северные братья», «Полярная звезда»
и «Москва».
С 1991 по 1993 год Великая ложа Франции открывает свои ложи. Ею были открыты 3 ложи: «Николай Новиков», «Сфинкс» и «Лютеция».
После перехода в Великую национальную ложу Франции Георгия Дергачёва и части масонов ложи «Северная звезда», в 1992 году Великая национальная ложа Франции начинает открывать свои ложи.
В 1992-93 годах она открыла 4 ложи: «Гармония», «Лотос», «Новая Астрея», «Гамаюн».
Когда в 1995 году проходит учреждение Великой ложи России, то отток масонов из лож ВВФ и ВЛФ усиливается, что приводит к закрытию почти всех лож ВВФ и ВЛФ на территории России.
6 июля 1996 года десять русских масонов ВЛР, посвящённых М. В. Гардером в высший, 33 Древнего и принятого шотландского устава, учредили Верховный совет России Древнего и принятого
шотландского устава.
В 1996 году декретом великого мастера ВВФ были закрыты все ложи ВВФ на территории России. Ложа «Полярная звезда» ВВФ в 1997 году перешла в ВЛР. До 1998 года также были закрыты ложи
ВЛФ «Лютеция» и «Сфинкс». Ложа «Николай Новиков» продолжила свои работы под юрисдикцией ВЛФ.
В 1997 году ВВФ разрешил открыть новую ложу в России, ею стала ложа «Москва». В 1998 году было дано разрешение от ВВФ на возобновление работ ложи «Северная звезда».
С 1995 по 1999 годы Великая ложа России открыла 7 новых лож: «Аврора» № 5 (Москва, 1996 г.), «Полярная звезда» № 6 (Архангельск, перешла в полном составе из ВВФ в 1997 г.), «Юпитер» № 7
(Москва, 1997 г.), «Четверо коронованных» № 8 (Москва, 1998 г.), «Северное сияние» № 9 (Москва, 1998 г.), «Братская любовь» № 10 (Москва, 1998 г.), «Александр Сергеевич Пушкин» № 11
(Москва, 1999 г.).
В конце 1999 года в России было 12 лож ВЛР, 2 ложи ВВФ и 1 ложа ВЛФ.
В 2000 году, во Владивостоке, Великой ложей России, была открыта ложа «Тихоокеанское побережье» № 12.
В 2001 году, Великой ложей России, были открыта ложи: «Фёдор Волков» № 14 (Ярославль), «Орион» № 15 (Москва), «Феникс» № 16 (Москва), «Изида и Озирис» № 17 и «Сер» № 18 (Москва).
В марте 2001 года, из Великой ложи России вышло около 100 масонов. Из трёхтомника «История русского масонства в XX веке» историка масонства А. И. Серкова следует, что из ВЛР ушли ложи:
«Гармония», «Лотос», «Астрея», «Юпитер», «Орион».
16 апреля 2001 года вышедшие провели свою первую ассамблею, после которой было объявлено о создании «Русской великой регулярной ложи» (РВРЛ). Согласно материалам словаря «Масоны», историка
масонства С. П. Карпачёва, РВРЛ стала добиваться признания Объединённой великой ложи Англии и великих лож англо-американского союза.
В 2002 году, Великой ложей России, были открыты ложи: «Северные братья» № 19 (Мурманск), «Доблесть» № 20 (Москва), «Созвездие» № 21 (Москва), «Под тремя коронами» № 22 (Калининград) и
«Альфа и Омега» № 23 (Новосибирск).
В 2003 году, Великой ложей России, в Москве, была открыта ложа «Дружба» № 24.
С 2003 по 2005 годы, в Санкт-Петербурге были созданы ещё три ложи Русской великой регулярной ложи: «Сфинкс», «Пеликан» и «Воскресенье». На основе четырёх лож («Астрея», «Сфинкс», «Пеликан»
и «Воскресенье»), в 2005 году, в Санкт-Петербурге, под юрисдикцией РВРЛ, была создана «Великая провинциальная ложа Санкт-Петербурга».
В 2004 году, Великой ложей России, в Москве, была открыта ложа «Белый рыцарь» № 25.
В 2005 году, Великой ложей России, в Москве, была открыта путешествующая ложа «Треугольник Хирама» № 26, которая планировалась как международная.
В 2006 году, Великой ложей России, в Москве, была открыта ложа «Цитадель» № 27.
В 2006 году ложа «Северная звезда» в связи с малочисленностью прекратила свои работы, а оставшиеся члены ложи перешли в ложу «Москва» (ВВФ).
В 2006 году, Великой ложей России, в Воронеже, была открыта ложа «Святой Грааль» № 28, которая начала проводить свои работы по ритуалу Циннендорфа.
В 2007 году, в ходе проведения ассамблеи ВЛР, из неё вышли 30 масонов, членов лож «Гармония», «Лотос», «Феникс» и «А. С. Пушкин». В течение нескольких дней прошло объединение вышедших из
ВЛР с членами РВРЛ. Новое объединение решило использовать название Великая ложа России, только добавила к нему уточнение: руководимая великим мастером А. С.
В июне 2008 года, некоторыми членами «ВЛР руководимой великим мастером А. С.», было принято решение установить отношения с Великой ложей Франции и сменить название на Объединённая великая
ложа России.
История создания Объединённой великой ложи России описывается историком масонства А. И. Серковым так:
11 октября 2008 года, на своей торжественной ассамблее, под патронажем Великой ложи Франции была учреждена Объединённая великая ложа России. Объединённой великой ложе России был выдан
патент Великой ложи Франции на право проведения работ по ДПШУ. В Объединённую великую ложу России вошли при учреждении 11 лож.
В 2008 году, Великой ложей России, в Сочи, была открыта ложа «Акация» № 29, а в Магнитогорске ложа «Форпост» № 30.
В 2009 году, Великой ложей России, в Екатеринбурге, была открыта ложа «Каменный пояс» № 31, а в Москве ложа «Франция» № 32, которая стала проводить свои работы по Французскому обряду.
В январе 2009 года в состав Объединённой великой ложи России вошли две харьковские ложи — «Геометрия» и «Феникс Украины».
В 2010 году, Великой ложей России, были открыты ещё две ложи, которые стали проводить свои работы по Французскому обряду, это ложи: «Муз» № 33 (Санкт-Петербург) и франкофонная «Совершенное
согласие» № 34 (Москва).
В 2011 году, Великой ложей России, были открыты ложи: «Дельта» № 35 (Краснодар), «Фёдор Ушаков» № 36 (Саранск), «Клио» № 37 (Москва).
В 2012 году, Великой ложей России, была открыта ложа «Два орла» № 38 (Минск).
Летом 2012 года, часть членов ложи «Астрея» приняли решение о выходе из ОВЛР. 8 июня 2013 года, в Санкт-Петербурге, прошла инсталляция ложи «Астрея» в ассоциации ВВФ. Ложе был присвоен
№ 6032 и был выдан патент ВВФ на право проведения работ в этой ассоциации.
В 2013 году, Великой ложей России, были открыты ложи: «Святой Давид — Строитель» № 39 (Тбилиси), «Леон Великий» № 40 (Сухуми), «Святая Тамара» № 41 (Тбилиси), «Арарагат» № 42 (Москва,
Ритуал Эмулейшн), «Павел Павлович Демидов» № 43 (Екатеринбург) и «Золотой ключ» № 44 (Пермь).
В сентябре 2013 года, Масонским смешанным международным орденом Право человека в Москве была учреждена смешанная ложа «Новый свет» № 1989.
В 2014 году, Великой ложей России, были открыты ложи: «Александр Сергеевич Грибоедов» № 45 (Санкт-Петербург), «Череп и крест» № 46 (Нижний Новгород) и «Братская цепь» № 47 (Челябинск).
В 2015 году, Великой ложей России, были открыты ложи: «Георгий V Блистательный» № 48 (Тбилиси), «Джузеппе Гарибальди» № 49 (Москва, Восточный обряд), «Шипка» № 50 (Москва).