КИР-2016

Гершензон Михаил Осипович

Гершензон Михаил Осипович
Гершензон Михаил Осипович
1869-1925

Гершензон Михаил Осипович (Мейлих Иосифович) – российский историк литературы и общественной мысли, публицист.

Родился 1 июля 1869 года в Кишинёве.

После окончания гимназии в 1887 году уехал в Берлин, поступил в Шарлоттенбургский политехникум, слушал лекции по истории и философии в Берлинском университете.

В 1889 году вернулся в Кишинёв.

В 1889–94 учился на историко-филологическом факультете Московского университета.

Дебютировал в печати в 1894 году. Сотрудничал в периодике (в 1896 корреспондент газеты «Русские ведомости» в Риме; работал в журналах «Научное слово», «Критическое обозрение», «Вестник Европы», газете «Русская молва» и др.), занимался переводами.

В центре исследовательских интересов Гершензона, испытавшего влияние идей Т. Карлейля, А. Бергсона, Л. Н. Толстого, – история духовной жизни России 19 века. Известность Гершензону принесли его историко-литературные исследования о Н. П. Огарёве, книги «П. Я. Чаадаев. Жизнь и мышление», «История молодой России» (обе 1908) и др., построенные на тщательно изученном материале и сочетавшие философско-психологическую глубину с мастерством беллетристического изложения.

Гершензон задумал и осуществил издание сборника статей о русской интеллигенции «Вехи». «Опытом исторической иллюстрации» к комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова стала книга «Грибоедовская Москва» (1914), воссоздающая быт, нравы и духовную атмосферу дворянской Москвы начала 19 века на материале неизданной переписки членов семьи Римских-Корсаковых – современников Грибоедова, принадлежавших к тому кругу московского общества, к которому относился писатель.

Среди других историко-культурных исследований: «Жизнь В. С. Печерина», «Исторические записки: О русском обществе» (оба 1910), «Образы прошлого» (1912), «Декабрист Кривцов и его братья» (1914).

В предисловии к книге Г. Лансона «Метод в истории литературы» (1911) Гершензон выступил против культурно-исторической школы, настаивая на необходимости различения истории литературы как «царства художественной формы» и истории общественной мысли, предвосхитив в этом смысле идеи русской формальной школы.

Октябрьскую революцию 1917 года принял. В 1920-21 годах член бюро Литературного отдела Наркомпроса, член коллегии 4-й секции Главархива, с 1921 года заведующий литературной секцией Государственной академии художественных наук.

Религиозно-философские искания Гершензона нашли отражение в его работах о А. С. Пушкине, а также в книге «Тройственный образ совершенства» (1918), «Переписка из двух углов» (1921, совм. с Вяч. И. Ивановым); «Гольфстрем», «Ключ веры», «Судьбы еврейского народа» (все 1922).

Литературно-исторические материалы, собранные Гершензоном, составили серию сборников: «Русские Пропилеи» (т. 1–4, 6, 1915–19), «Новые Пропилеи» (т. 1, 1923).

Умер в 55 лет от застарелого туберкулёза. Похоронен на Ваганьковском кладбище. Судя по воспоминаниям, смерть Гершензона произвела тяжёлое впечатление на ценителей русской культуры, а писательница Александра Чеботаревская, убежав с похорон, в тот же день утопилась.


Книги автора:

"Грибоедовская Москва"_1928

"Декабрист Кривцов и его братья"

"Николай I и его эпоха в воспоминаниях и свидетельствах его современников"

"Чаадаев. Жизнь и мышление"_1908