Иван IV Васильевич, (в иночестве Иона) прозванием Грозный, первый царь всей Руси, сын Василия IV Ивановича, великого князя Московского и всей Руси, от второго
брака с княжной Еленой Васильевной Глинской, дочерью князя Глинского, прозванием Слепой, православного литовского выходца татарской крови.
Родился в Москве 25 августа 1530 г.; по смерти отца объявлен государем под опекой матери 3 декабря 1533 г.; по смерти матери попал в опеку князей Шуйских,
сперва Василия, за ним Ивана, в 1538 г.; по низвержении князя Ивана Шуйского сделался питомцем князя Ивана Бельского в 1539 г.; лично распоряжал изготовлением
Москвы к защите от крымцев летом 1541 г.; увидел опекуном своим снова князя Ивана, Шуйского, которому удалось низвергнуть князя Ивана Бельского в 1542 г.
Попав в опеку вместо одного князя Ивана к трем Шуйским, неожиданно велел казнить главнейшего из них, князя Андрея, и объявил себя самодержцем 29 декабря 1543 г.;
поставил над всеми князей Глинских, дядей своих, в 1544 г.; казня и милуя крамольных бояр, слал две рати на Казань в 1545 г.; находился три недели при полках в
стане у Коломны в 1546 г.; венчался на царство 16 января, вступил в первый брак (с Анастасией) 13 февраля, видел уничтожение Москвы пожаром 24-го и убиение князя
Юрия Глинского, дяди своего, московской чернью 25 июня, узнал пресловутого попа Сильвестра и, всенародно исповедав грехи своего правления, тут же, на Лобном месте,
приблизил к себе Алексея Адашева в 1547 г.; выступив на Казань, возвратился от Нижнего за беспутицей, в 1548 г.; безуспешно осаждал Казань и обнародовал знаменитый
Судебник в 1550 г.
Учредил постоянное войско стрельцов, предписал Казани условия мира, заложил г. Свияжск и созвал в Москве собор, известный под названием Стоглава, в 1551 г.;
после славной осады взял Казань приступом 2 октября 1552 г.; после тяжкой болезни, ознаменованной крамолами бояр у самого одра государя (11 марта), завел в Москве
первую на Руси типографию в 1553 г.; честил в Москве Ченслера, капитана первого английского корабля, прибывшего к месту нынешнего Архангельска, и получил известие о
покорении державе московской Астрахани 2 июля 1554 г.; заключил первый торговый трактат с Англией, обнародовал Писцовый наказ и заложил Покровский собор (церковь
Василия Блаженного) в Москве в 1555 г.; принял в русское подданство башкиров и мужеством Ивана Васильевича старшего Шереметева в бою на Судбищах (село Новосильского
уезда Тульской губернии) избавился от нашествия к Москве крымских полчищ Девлет-Гирея в 1556 г.; начал войну с Ливонией, где, взяты царскими воеводами Нарва,
Нейшлот, Нейгаузен, Дерпт, Веэен-берг и опустошен весь край до самого Ревеля в 1558 г.
Узнал о взятии в Ливонии еще 11 городов с разорением края до самой Пруссии, отрядил в Крым Даниила Адашева, разгромившего там весь западный берег, и пожаловал
богатым купцам Строгановым в вечное владение Пермские земли до берегов Сылвы и Чусовой в 1559 г.; потеряв Анастасию, удалил Сильвестра, велел судить Адашева и, по
выражению летописца, «нача быти ярчи прелюбодействен зело» в 1560 г.; женился вторично и открыл первую эпоху казней в 1561 г.; злобясь на короля Сигизмунда Августа
за отказ в руке сестры его (Екатерины),объявил войну Польше в 1562 г.; лично взял Полоцк 15 февраля 1563 г.; получил книгу «Деяния св. Апостол», первую из
напечатанных в московской типографии, и уехал со всей семьей в Александрову слободу (ныне уездный город Александров Владимирской губернии) 3 декабря 1564 г.
Обнародовал устав опричнины 3-го и открыл вторую эпоху казней 4 февраля 1565 г.; созвал впервые Земскую думу и поставил митрополитом св. Филиппа, игумена
соловецкого, в 1566 г.; открыл третью эпоху казней и, выступив лично в польский поход от Ршанского яма (близ Новгорода) возвратился в Александровскую
слободу в 1567 г.; велел схватить св. Филиппа, служившего обедню, и сослал его закованным в тверской Отрочь монастырь в 1568 г.; «взял под свою руку» Кучума,
царя сибирского, и, овдовев вторично, открыл четвертую эпоху казней, заключившуюся удушением св. Филиппа в 1569 г.; наказал Клин, окровавил Тверь и казнил страшным
«погромом» Новгород в 1570 г.; на развалинах Москвы, испепеленной Девлет-Гиреем крымским, отпировал третью свадьбу свою 28 октября, но уже овдовел
13 ноября и немедленно открыл пятую эпоху казней в 1571 г.
Исходатайствовал себе соборное разрешение на четвертый брак, отпраздновав который, лично опустошил всю Эстонию в 1572 г.; вел переговоры с послом
Литовской рады Гарабурдой о возведении себя или сына своего, царевича Ивана , на престол польский в 1573 г.; постриг четвертую жену свою в 1574 г.; взял за себя
уже без соборного разрешения пятую жену, переселился в г. Старицу и открыл шестую эпоху казней, замечательную изобретательностью рода последних, в 1575 г.;
вызывал разных художников-иноземцев и принимал в Москве послов Стефана Батория, нового короля польского, в 1576 г.; совершил удачный поход в несчастную Ливонию,
ознаменованный тиранством при взятии Вендена, и, отослав в монастырь пятую жену, завел себе шестую, как называют ее современники, «женище» , в 1577 г.
Начал испытывать неудачи в Ливонии, где потерял Венден в 1578 г.; получил объявление войны от Стефана Батория и потерял Полоцк, взятый Баторием, в 1579 г.;
созвал в Москве собор «некоих ради царских вещей», потерял 10 городов, от Велижа до Великих Лук, взятых Баторием, и сыграл седьмую свадьбу свою в сентябре 1580 г.;
терпел постоянные поражения от Батория, унижался перед ним в лице своих послов, тревожно наблюдал из Старицы славную защиту Пскова князем Петром Ивановичем Шуйским и
убил собственноручно в Александровской слободе сына своего, царевича Ивана, 19 ноября 1581 г.; принял царство Сибирское, завоеванное Москве Ермаком, волжским
казаком-пиратом, в 1582 г.; уступил шведам по перемирному договору Ям (Ямбург), Иваньгород и Копорье в 1583 г.
Умер в Москве, приняв иночество, 18 марта 1584 г. Тело его погребено в московском Архангельском соборе.
Царь Иван IV Грозный был женат семь раз: 1) на Анастасии Романовне Захарьиной-Кошкиной; 2) на Марье Темрюковне, княжне кабардинской; 3) на Марфе Васильевне
Собакиной; 4) на Анне Алексеевне Колтовской; 5) на Анне Григорьевне Васильчиковой; 6) на вдове Василиссе Мелентьевой и 7) на Марье Федоровне Нагой.
Из браков этих имел детей: от первого — сыновей Дмитрия (ум. 1553 г.), Ивана , Федора (впоследствии царь) и три дочери; от второго — сына Василия (ум. 1563 г.);
от седьмого — сына Дмитрия царевича, почитаемого святым .
Курукин И.В. Булычев А.А. "Повседневная жизнь опричников Ивана Грозного" стр. 9
Отец Ивана Грозного - Василий III Иванович (25.03.1479- 03-12.1533 гг.) — великий князь московский и государь всея Руси в 1505-1533 гг.
Сын великого князя московского Ивана III Васильевича от второй жены Софьи (Зои) Палеолог. В последние годы правления отца Василий Иванович, поддерживаемый матерью,
вел борьбу за наследство со своим племянником Дмитрием Ивановичем Внуком, сыном Ивана Ивановича Молодого. В 1498 г. Дмитрий Иванович был провозглашен наследником, а
Василий Иванович попал в опалу. Но уже в 1502 г. ситуация изменилась — в опале оказался Дмитрий Иванович и вместе с матерью был брошен в тюрьму. Василий Иванович стал
полноправным наследником и после смерти Ивана III занял великокняжеский престол. В годы его правления к Москве были присоединены Псков, Смоленск, Волоцкий уезд, Рязанское
и Новгород-Северское княжества.
Продолжалось масштабное строительство в Москве, начатое еще при Иване III: завершено строительство каменного дворца и кремлевских стен, в 1505-1508 гг. построены новый
Архангельский собор и церковь Иоанна Предтечи, сооружен ров вдоль стен Кремля со стороны Красной площади. На территории Москвы и в ее окрестностях построено множество церквей.
В 1532 г. в селе Коломенское освящена церковь Вознесения, построенная в честь рождения долгожданного наследника Ивана Васильевича (будущий царь Иван IV).
В различных документах Василия III Ивановича начинают именовать «царем», официальным стал титул «самодержец». Все большее распространение получала идея божественного
происхождения власти государя: Василия III называли «ключником и постельничим Божиим», считали, что «воля государя есть воля Божия и что бы ни сделал государь, он делает
это по воле Божией».
Василий III Иванович был дважды женат. Первая супруга Василия III Соломония за 20 лет семейной жизни так и не смогла родить наследника. Напрасно ездил Василий по святым
обителям, напрасно молилась Соломония — сына все не было. И Василий решил, что надеяться на чудо больше нет времени. «Кому по мне царствовать на Русской земле и во всех
градах моих и пределах: братьям ли дам, но ведь братья и своих уделов не умеют устраивать?» — спрашивал князь бояр. И многие , как свидетельствует летопись, говорили ему
в ответ: «Разойдись с Соломонией, государь, и вступи в новый брак, ибо неплодную смоковницу посекают и выбрасывают из виноградника».
Собрал Василий на совет самых именитых людей и поставил перед ними вопрос: следует ли ему развестись с Соломонией и жениться во второй раз. Ведь отсутствие прямого
наследника грозит государству великими потрясениями. Задумались бояре: такого еще не было: чтобы Рюриковичи при живой жене встурали в новый брак.
Барон Сигизмунд Герберштейн, австрийский дипломат, оставивший нам «Записки о Московии», писал об обычаях того времени в России. «Если же кто-нибудь женится на второй
жене и, таким образом, становится двоебрачным, то они это хоть и допускают, но не считают законным браком» Так что далеко не все бояре ответили Василию согласием.
Но митрополит Даниил и почти все духовенство поддержали великого князя.
Нашли и «подходящий» предлог: обвинили Соломонию в «волховании», и, не передавая «колдунью» церковному суду, но указанию самого князя отправили поначалу в Рождественский
монастырь, что в Москве. Думали уговорить Соломонию добровольно принять постриг, да не тут-то было. Соломония наотрез отказалась становиться монахиней. Тогда строптивицу
отвезли подальше — в суздальский монастырь — и там насильно (что было против всех правил) постригли в монахини. Говорят, разъяренная бывшая жена князя, ставшая монахиней
Еленой, прокляла своих обидчиков и просила Господа покарать их за великий грех.
Второй женой великого князя в 1526 г. стала Елена Васильевна Глинская.
Колыванова М., Перевезенцев С._ "Время Ивана Грозного. 16 век"
Мать Ивана Грозного - Глинская Елена Васильевна (?- 03-04-1538 г.) - великая княгиня московская, жена великого князя Василия III Ивановича.
Дочь князя Василия Львовича и княгини Анны Глинских. После смерти отца воспитывалась дядей Михаилом Львовичем Глинским. В 1526 г. стала женой великого князя Василия III.
В этом браке у Елены родились два сына: Иван (будущий царь Иван IV) и Юрий.
После смерти мужа Елена стала регентшей — правительницей государства при малолетнем сыне Иване IV. Политику Русского государства в эти годы определяли ее фаворит
князь И. Ф. Овчина-Теленнев-Оболенский и митрополит Московский и всея Руси Даниил. Заметными событиями регенства Елены стали: денежная реформа 1535 г., в результате которой
на всей территории ораны была введена единая денежно-весовая система, а также сооружение Китайгородской стены в Москве (1535-1538 гг.) и заключение очередного перемирия с
Великим княжеством Литовским (1530 г.).
Последние годы жизни Елены Глинской стали временем разрастания противоречий внутри правящего слоя, борьбы за власть между представителями различных боярских родов.
Многие из московских «княжат» были недовольны деятельностью великой княгини и Овчины-Телепнева-Оболенского. Умерла Елена Глинская в апреле 1538 г., но мнению Сигизмунда
Герберштейна, была отравлена.
Колыванова М., Волков В._ "Время Ивана Грозного. 16 век"
Считается, что до рождения Ивана некий юродивый предсказал отчаявшейся уже Елене Глинской, дескать, «она будет материю Тита, широкого ума». Пишут, что в день
рождения будущего Ивана Грозного была страшная, поистине знаменательная гроза.
Номинально Иван стал правителем в неполные три года. Его отец, Василий III, умер 3 декабря 1533 года, а уже через восемь дней бояре избавились от основного
претендента на трон — Дмитровского князя Юрия. А дальше последовали такие перипетии борьбы за власть между различными кланами, что уже взрослым Иван Грозный в своих
записках прямо признал: сиротское детство, лживость и злоба опекунов, бесконечный страх быть убитым и сделали его характер столь подозрительным, буйным и жестоким.
Вот строки из его письма Андрею Курбскому.
«Остались мы с почившим в бозе братом Георгием круглыми сиротами — никто нам не помогал; оставалась нам надежда только на Бога, и на Пречистую Богородицу, и на
всех святых молитвы, на благословение родителей наших. Было мне в это время восемь лет; и так подданные наши достигли осуществления своих желаний — получили царство
без правителя, об нас же, государях своих, никакой заботы сердечной не проявили, сами же ринулись к богатству и славе и перессорились при этом друг с другом. И чего
только они не натворили! Сколько бояр наших, и доброжелателей нашего отца, и воевод перебили! Дворы и села, и имущество наших дядей взяли себе и водворились в них.
И сокровища матери перенесли в Большую казну, при этом неистово пиная ногами и тыча в них палками, а остальное разделили».
Опекунский совет управлял страной меньше года, затем в августе 1534 года был арестован Михаил Глинский, схвачены Иван Бельский и князь Иван Воротынский с детьми.
В этом же месяце был арестован и еще один член опекунского совета — Михаил Воронцов. В тюрьме окончил свои дни еще один опекун Андрей Старицкий.
Когда умерла Елена, через шесть дней бояре Шуйские убили фаворита княгини. Митрополит Даниил и дьяк Федор Мишурин, убежденные сторонники централизованного
государства и активные деятели правительства Василия III и Елены Глинской, были немедленно отстранены от управления государством. Митрополит Даниил был отправлен в
Иосифо- Волоцкий монастырь, а Мишурина бояре казнили. И можно было бы дать еще более подробные свидетельства межсемейных распрей, убийств, арестов, но для
взрослеющего царя все это означало только бесконечную и устрашающую смену окружения, исчезновение родных, близких ему людей, возрастающую подозрительность и
стремление защитить себя в будущем всеми возможными способами.
С детства юный Иван возненавидел Шуйских, хотя они и пытались всячески вроде бы ублажить, а на самом деле — избаловать и развратить будущего царя. «Государь,
следуя обыкновению, ездил осенью молиться в Лавру Сергиеву и на охоту и Волок Ламский с знатнейшими сановниками, весело праздновал Рождество в Москве и вдруг, созвав
Бояр, в первый раз явился повелительным, грозным; объявил с твердостью, что они, употребляя во зло юность его, беззаконствуют, самовольно убивают людей, грабят землю;
что многие из них виновны, но что он казнит только виновнейшего: князя Андрея Шуйского, главного советника тиранства. Князья Глинские с друзьями повелевали его
именем, хотя и сказано в некоторых летописях, что «с того времени Бояре начали иметь страх от Государя». (Н. М. Карамзин).
Полной неожиданностью для бояр стало заявление Ивана о том, что он хочет венчаться на царство и сразу же — жениться. Считается, что такое желание он высказал в
декабре 1546 года в беседе с митрополитом Макарием, имевшим большое влияние на подростка и поощрявшим его стремление к единоличной власти.
16 января 1547 года состоялась церемония венчания на царство Ивана IV. Принятие царского титула, безусловно, было очень важным шагом и для самого Ивана, и для страны.
На Руси царями именовали императоров Византии да ханов Золотой Орды. А теперь появлялся и свой монарх с титулом, равным титулам иноземных правителей. «Царь» в отличие
от «великого князя » воспринимался не как первый среди равных, а как стоящий на более высокой ступени, над всеми. И в международных отношениях титул царя соответствовал
титулам короля и императора.
Венчание на царство - торжественный обряд принятия русским монархом власти.
Венчание на царство сопровождалось рядом непременных действий. Важнейшее из них — таинство миропомазания, приобщение нового государя Святых Тайн, открываемых лишь
пророкам и царям.
Таким образом царь становился единственным в государстве человеком, удостоенным второго миропомазания (над всеми остальными таинство миропомазания совершается единожды —
при крещении). Именно поэтому русских государей называли «помазанниками Божиими».
Форма проведения обряда венчания на царство в Русском государстве была заимствована из Византии. Обряд совершал глава Русской православной церкви: до 1598 г. — митрополит,
затем — патриарх. В ходе обряда на нового государя в определенном порядке возлагались бармы, венчальная шапка («шапка Мономаха»), вручались скипетр и держава, и государь
всходил на царский трон. В некоторых случаях государь давал «крестоцеловальную запись» или клятву.
Впервые «венчание» на трон проведено 4 февраля 1498 г. В этот день великий князь московский Иван III возвел в качестве своего соправителя на великое княжение Московское,
Владимирское и Новгородское своего внука Дмитрия Ивановича. Был составлен специальный «чин поставления» Дмитрия, который позднее стал основой для всех последующих чинов
«венчания на царство».
«Чин венчания на царство» Ивана IV, состоявшегося 16 янпаря 1547 г., был составтен митрополитом Макарием на основе обряда, совершенного при венчании Дмитрия Внука. В
число царских регалий, помимо использовавшихся ранее, была добавлена «аравийская» золотая цепь. Впервые в качестве венчальной шапки была упомянута «шапка Мономаха».
В личном литературном наследии Иван Грозный известен как писатель-публицист, автор многочисленных писем и посланий, благодаря которым до наших дней дошли сведения об
истории Средневековья, горестях и радостях русского народа.
Деятельность Грозного, отражавшая интересы широких кругов дворянства, очутилась, таким образом, в центре внимания русской литературы. Она подвергалась страстному
обсуждению. Грозного осуждали одни, одобряли другие. Сам царь спешит поддержать переписку со своими друзьями и врагами. Грозный — политический деятель, тщательно
доказывающий разумность и правильность своих поступков, стремящийся действовать силой убеждения не в меньшей степени, чем силой закона и приказа. И в его писательской
деятельности не меньше, чем в его деятельности государственной, сказалась его исключительная талантливость.
Вряд ли существует в средневековье еще другой писатель, который бы так мало сознавал себя писателем, как Грозный и, вместе с тем, каждое литературное выступление
которого обладало бы с самого начала таким властным авторитетом. Все написанное Грозным написано по случаю, по конкретному поводу, вызвано живой необходимостью современной
ему политической действительности. И именно это наложило сильнейший отпечаток на его произведения. Он нарушает все литературные жанры, все литературные традиции, как только
они становятся ему помехой. Он заботится о стиле своих произведений лишь постольку, поскольку это нужно ему, чтобы высмеять или убедить своих противников, доказать то или
иное положение. Он политик, государственный человек прежде всего, и он вносит политическую запальчивость и в свои произведения. Все написанное им стоит на грани литературы
и деловых документов, на грани частных писем и законодательных актов. И всюду он резко проявляет себя: в стиле, в языке, в темпераментной аргументации и, самое главное,
в непрерывно дающих себя знать политических убеждениях.
Грозный знал цену слову и широко пользовался пропагандой в своей политической деятельности. В 1572 г. литовский посол жаловался, что Грозный распространяет глумливые
письма на немецком языке против короля Сигизмунда-Августа, и русские не отрицали этого. Если Грозный и не был непосредственным автором этих листков, то, во всяком случае,
он был их инициатором и редактором.
Грозный вмешивался во всю литературную деятельность своего времени и оставил в ней заметный след, далеко еще не учтенный ни в историческом, ни в чисто литературном
отношении.
Наиболее ярко литературный талант Грозного сказался в его письме к своему любимцу — «Васютке» Грязному, в письмах к Курбскому и в послании игумену Козьме 1573 г.
Смелый новатор, изумительный мастер языка, то гневный, то лирически приподнятый (как, например, в своем завещании 1572 г.), мастер «кусательного» стиля, всегда принципиальный,
всегда «самодержец всея Руси», пренебрегающий всякими литературными условностями ради единой цели — убедить своего читателя, воздействовать на него — таков Грозный в своих
произведениях.
В творчестве Ивана Грозного приемы острой публицистической полемики достигли особого развития. Живой спор с противником, обильные риторические вопросы по его адресу,
издевательское пародирование аргументов оппонента и вместе с тем нередкое обращение к его рассудку («ты бы сам себе поразсудил»). Эти особенности проходят через все
послания Ивана IV..
Грозный нарушает все литературные жанры, все литературные традиции, как только они становятся ему помехой.Стиль письма Грозного — как бы часть поведения его в жизни.
Он постоянно переходит от одного чувства к другому: то до крайности резкий и гневный, то лирически приподнятый, то мастер церковно-славянского стиля, то опускающийся до
грубой брани.
Послания Грозного - яркое свидетельство начала разрушения строгой системы книжного литературного стиля, который создавался стараниями книжников XIV - XVI вв. Никогда
еще русская литература до Грозного не знала такой эмоциональной речи, такой блестящей импровизации и, вместе с тем, такого полного нарушения всех правил средневекового
писательства: все грани между письменной речью и живой, устной, так старательно возводившиеся в середине века, стерты. Грозный - прирожденный писатель, но писатель,
пренебрегающий всеми искусственными приемами писательства во имя живой правды. Он пишет так, как говорит, смешивая книжные цитаты с просторечием, то издеваясь, то укоряя,
то сетуя, но всегда искренно.