Соляной бунт (Московское восстание 1648 года) — один из крупнейших городских бунтов (восстаний) периода царствования Алексея Михайловича, вызванно увеличением "тягла", связанного с ростом налога на соль.
Этому событию предшествовал общий кризис системы налогообложения. В это время налогообложение городского населения существовало в форме "тягла" - комплекса
денежных и натуральных повинностей, который исполняло посадское население. Между тем в городах бок о бок с "тяглым" посадским населением жили ремесленники и
торговцы из белых слобод, называвшихся так потому, что они были обелены, или освобождены от тягла.
Белые слободы принадлежали крупным духовным и светским феодалам. Население белых слобод являлось зависимым от своих феодалов, но его материальное положение
было лучшим, чем у свободных людей. Отсюда наблюдалось стремление посадских обменять свою тяжелую свободу на сравнительно легкую зависимость путем закабаления
за сильными вельможами. Дошло до того, что в некоторых городах население белых слобод сравнялось с населением посадов. Таким образом подати выплачивало все
меньше и меньше налогоплательщиков, а тягло, падавшее на каждого из них, естественно, возрастало.
Вскоре властям стала очевидной бессмысленность дальнейшего увеличение прямых налогов ввиду сокращения и подрыва платежеспособности тяглого населения.
Официальные документы того времени откровенно признают, что сбор стрелецких и ямских денег шел крайне неровно из-за массового уклонения посадских людей: "иные
и не платят, потому что ни в разряде в списках, ни в писцовых книгах имен их нет, и живут все в уезде в избылых".
Назарий Чистой, бывший гость, ставший думным дьяком, предложил по примеру западноевропейских стран сделать основной упор на косвенные налоги. В 1646 г.
некоторые из прямых налогов были отменены, а вместо этого вчетверо повышена пошлина на соль - с пяти копеек до двух гривен с пуда. Поскольку продажа соли
являлась государственной монополией, Чистой уверял, что соляной налог обогатит казну. На деле вышло обратное, так как покупатели до предела сократили потребление
соли. Более того, соляной налог привел к непредсказуемым последствиям: на Волге из-за дороговизны соли гнили тысячи пудов рыбы, которой простой народ питался
во время поста.
В начале 1648 г. неудачный налог был отменен, но при этом от тяглых людей потребовали внести старые подати за три года подряд. Недовольство народа
усиливалось злоупотреблениями царских приближенных: воспитателя царя боярина Морозова,
царского тестя князя И.Д.Милославского, окольничего Л.С. Плещеева, начальника Пушкарского приказа Траханиотова.
Вспышка стихийного недовольства произошла в начале лета 1648 г. Простое население Москвы несколько раз пыталось подать челобитную на царских приближенных,
однако челобитные не принимались, что подвигло недовольных на более решительные действия.
1 июня 1648 г., когда царь Алексей Михайлович возвращался с богомолья, толпа остановила его экипаж и потребовала отставить Л.С. Плещеева. Царь обещал, и
народ уже стал расходиться, как вдруг несколько придворных из числа сторонников Плещеева ударили несколько человек нагайками. Рассвирепевшая толпа обрушила
на них град камней и ворвалась в Кремль. Чтобы остановить мятеж, Плещеев был выдан на казнь, но толпа вырвала его из рук палача и убила. Бежавшего Траханиотова
поймали и казнили. Когда убивали дьяка Назария Чистого, толпа приговаривала: "Вот тебе, изменник, за соль". Был разграблен дом гостя Шорина, которого обвиняли
в повышении цены на соль. В довершение несчастий в Москве начался страшный пожар.
Стрельцы, которым долго задерживали жалование, перешли на сторону восставших, что придало бунту особенный размах. Верным правительству остался лишь отряд
служивых иностранцев, двинувшийся на защиту царского дворца с распущенными знаменами и барабанным боем. Под прикрытием немцев начались переговоры со
взбунтовавшимися.
Большинство царских приближенных, чьи головы требовала толпа, были выданы на расправу. Царь объявил народу, что жалеет о бесчинствах Плещеева и Траханиотова.
С большим трудом удалось спасти боярина Морозова. Царь слезно просил толпу: «Я обещал выдать вам Морозова и должен признаться, что не могу его совершенно
оправдать, но не могу решиться и осудить его: это человек мне дорогой, муж сестры царицыной, и выдать его на смерть будет мне очень тяжко». Морозова отправили
в безопасное место, в почетную ссылку в Кириллов-Белозерский монастырь, причем царю пришлось дать обещание, что он никогда не возвратит боярина в Москву.
Царь приказал угостить стрельцов вином и медом, им было выдано повышенное жалование. Царский тесть Милославский зазвал на пир выборных от черных сотен
и угощал их несколько дней сряду. Были заменены судьи во всех важнейших приказах. По царскому указу были освобождены от правежа недоимщики. Алексей Михайлович
обещал также понизить цену на соль.
Вслед за Москвой волнения произошли в Козлове, Владимире, Ельце, Болхове, Чугуеве. Главным последствием городских восстаний стала посадская реформа и
принятие Соборного Уложения 1649 г.
Крупные выступления произошли в 1650 г. в Пскове и Великом Новгороде. Толчком к выступлениям послужили закупки хлеба, которые проводились для отправки его
в Швецию. Эти события часто называют "Хлебным бунтом".
По условиям мирного соглашения со Швецией Россия обязалась поставлять гуда зерно за переселяющихся русских и карел, которые уходили с территорий, потерянных
в результате событий Смутного времени. Массовые закупки хлеба, осуществленные крупным псковским купцом Федором Емельяновым по поручению правительства, привели
к росту цен на зерно. В конце февраля 1650 г. посадское население, стрельцы, пушкари и другой люд потребовали от местного воеводы Н. С. Собакина остановить
вывоз хлеба, задержали шведского представителя в Пскове и разграбили двор Емельянова. Уже к началу марта воевода практически не имел власти в городе, реальное
управление оказалось в руках "всегородной избы" (земской избы), в состав которой входили выборные представители от разных слоев населения. Прибывшие из Москвы
для розыска князь Ф. Ф. Волконский и дьяк Г. Дохтуров были арестованы, а у вновь назначенного правительством воеводы В. П. Львова отобрали городские ключи. Во
второй половине марта власть полностью перешла к городскому сходу и зем ской избе. Выбирались старосты, одним из которых стал популярный среди населения
посадский человек Гаврила Демидов.
15 марта началось восстание в Великом Новгороде. Участники волнений, среди которых были ремесленники, стрельцы и городская беднота, отстранили от власти
новгородского воеводу – окольничего Федора Хилкова и разгромили дворы многих зажиточных горожан. Во главе городского самоуправления был поставлен митрополичий
приказный И. Жеглов, прошли выборы земского старосты. С резким протестом против таких действий выступил Новгородский митрополит Никон, 17 марта он проклял
новых правителей Новгорода, а 19 марта митрополит подвергся нападению посадских людей.
Для подавления волнений были отправлены войска под командованием князя И. Н. Хованского. 13 апреля правительственные силы без сопротивления вошли в Новгород,
основные участники восстания были арестованы и подвергнуты телесным наказаниям. Однако подчинить Псков оказалось не так просто. В мае 1650 г. псковичи отправили
в Москву челобитную, где изложили свои требования. В царском ответе большинство требований восставших было отвергнуто. К городу подошла армия И. Н. Хованского.
Взять Псков не удалось, началась осада города, продолжавшаяся с июня до августа 1650 г. Псковичи оказывали сопротивление, обстреливали царские войска, делали
вылазки. К восстанию присоединились псковские пригороды: Опочка, Изборск, Остров, Гдов.
В таких условиях в июле 1650 г. правительство собрало в Москве Земский собор для обсуждения положения в восставшем Пскове. Собор высказался за переговоры с
псковичами. Была сформирована делегация во главе с епископом Рафаилом Коломенским. В самом Пскове среди горожан не было единства: часть населения склонялась к
соглашению с правительством. В основном это были более зажиточные слои посадских людей и местные дворяне. После переговоров с московской делегацией псковичи
принесли присягу Алексею Михайловичу, и 25 августа в Пскове было восстановлено воеводское управление, восстание завершилось. В октябре 1650 г. лидеры мятежников
были арестованы и сосланы.
Медный бунт — произошедшее в Москве 25 июля (4 августа) 1662 года, в годы русско-польской войны 1654-1667 годов, восстание городских низов против повышения
налогов и выпуска с 1654 года обесценивающихся, по сравнению с серебряными, медных монет.
Избыточный выпуск необеспеченных (номинал многократно превышает рыночную стоимость содержащегося в монете металла) медных денег привёл к их значительному
обесцениванию в сравнении с серебряными. Через год после бунта чеканка медных монет была прекращена.
Медный бунт — мощное, хотя и скоротечное восстание вспыхнуло в Москве.
Его участники — столичные посадские люди и часть стрельцов, солдат, рейтар московского гарнизона — предъявили царю Алексею Михайловичу свои требования:
снижения налогов, сильно возросших в связи с войнами с Польшей и Швецией, отмены медных денег, выпущенных в огромных количествах и приравненных к серебряным.
К тому же, на рынке появилось много фальшивых денег. Все это привело к сильному обесцениванию медной монеты, дороговизне, голоду.
Во всех своих невзгодах, страданиях простой люд обвинял И.Д. Милославского, царского тестя и главу правительства, других бояр, богатых купцов В.Г. Шорина
и др.
Разговоры о предстоящем выступлении против бояр-«изменников», властей в Москве велись еще весной. А за несколько дней до бунта на площадях и улицах появились
«воровские листы» — прокламации с обвинениями по адресу тех же бояр и гостей и призывами к восстанию. Жаловались составители «листов» на медные деньги, высокие
цены на соль и прочее, на насилия и взяточничество бояр-«изменников», требовали их наказания. Требования низов, отразившиеся в «листах», сводились к снижению
налогов, прекращению злоупотреблений администрации, богачей, их наказанию.
Подготовленное заранее выступление началось рано утром 25 июля. Многие тысячи москвичей слушали чтение «воровских листов» на Лубянке, Красной площади.
До 4-5 тыс. восставших с «листами» и челобитной пошли в село Коломенское, где находился царь со двором. А в столице начались погромы дворов бояр, гостей,
приказных начальников.
В Коломенском восставшие, ворвавшиеся через ворота, сломив сопротивление стрелецкой охраны, вручили свои требования царю Алексею. Алексей Михайлович и
бояре уговаривали восставших, призывали проявить терпение, «упрекали» за «мятежное» поведение, обещали расследовать вину «изменников», уменьшить налоги. В ходе
дальнейших разговоров их сумели убедить, и один из восставших «с царем бил по рукам». Участники движения, царисты по своим убеждениям и иллюзиям, успокоились и
направились в Москву. На полпути их встретила новая толпа москвичей, шедших в Коломенское. Обе партии повстанцев объединились и направились к царской резиденции.
Их уже было до 9-10 тыс. человек. На двор к царю они пришли опять «силно», т.е. преодолевая сопротивление охраны. Вели переговоры с боярами, «сердито и
невежливо» разговаривали с царем. Снова требовали бояр «для убийства». Алексей Михайлович «отговаривался» тем, что будто бы едет в Москву для розыска.
Восставшие угрожали царю: «Будет добром нам тех бояр не отдашь, и мы у тебя учнем им ать сами по своему обычаю!»
К этому времени в Коломенское по приказу царя уже были стянуты войска (от 6 до 10 тыс. человек). Алексей Михайлович «закричал и велел» стрельцам, придворным
и холопам «побивать» восставших, «сечь и рубить без милости, имавши их, вешать... и в реках топить и в болотах». Началась кровавая и беспощадная расправа.
Было убито или арестовано не менее 2,5-3 тыс. человек (убитых насчитывалось, по данным некоторых документов, немногим менее тысячи человек). В начале 1663 г.
отменили медные деньги, откровенно мотивируя эту меру желанием предотвратить новое «кровопролитие» — «чтоб еще чего меж люд ми о денгах не учинилося», царь
велел их «отставить».
Соловецкое восстание, («Соловецкое сидение») – противостояние сторонников старой веры
церковной реформе Никона, эпицентром которого стал Соловецкий монастырь. Участвовали представители различных социальных слоев: верхушка монастырских
старцев, выступавших против реформационных инноваций, рядовые монахи, боровшиеся против усиливавшейся власти царя и патриарха, послушники и монастырские
работники, пришлые зависимые люди, недовольные монастырскими порядками и усиливающимся социальным гнетом. Число участников восстания – около 450–500 чел.
Первый этап противостояния московских властей и братии Соловецкого монастыря относят к 1657. Монастырь в то время был одним из самых богатых и экономически
независимых, в силу удаленности от центра и богатства природных ресурсов.
В привезенных в монастырь «новоисправленных богослужебных книгах» соловчане обнаружили «богопротивные ереси и новшества лукавые», которые монастырские
богословы отказались принимать. С 1663 по 1668 на имя царя было составлено и послано 9 челобитных и множество посланий, на конкретных примерах доказывавших
справедливость старой веры. В этих посланиях также подчеркивалась непримиримость соловецкой монашеской братии в борьбе с новой верой.
Второй этап начался 22 июня 1668, когда для усмирения монахов был выслан первый отряд стрельцов. Началась пассивная блокада монастыря. В ответ на блокаду
монахи начали восстание под лозунгом борьбы «за старую веру» и заняли оборону вокруг крепости. Мятежникам помогали и сочувствовали крестьяне, работные и пришлые
люди, беглые стрельцы, а позже и участники разгоравшейся крестьянской войны под предводительством Степана Разина.
В первые годы московское правительство не могло послать значительных сил на подавление восстания из-за других крестьянских волнений. Однако блокада продолжалась,
и руководство монастыря, а также значительная часть чернецов (монахов, принявших схиму) выступили за переговоры с царскими воеводами. Миряне и пришлые люди
отказались идти на компромисс и требовали от монахов «за великого государя богомолие отставить». Переговоры, которые велись с восставшими в течение 4 лет, ни
к чему не привели. В результате в 1674 Алексей Михайлович увеличил войско, осаждающее крепость, назначил новым воеводой Ивана Мещеринова и отдал ему приказ
«мятеж искоренить вскоре».
На третьем этапе борьбы осажденных со стрелецким войском предпринимались многочисленные попытки штурма крепости, долгое время заканчивавшиеся безуспешно.
Несмотря на многочисленность (до 1 тыс. человек) стрельцов, брошенных на взятие непокорных и наличие у них огнестрельного оружия, крепость не сдавалась. В ходе
осады идея «защита старой веры» сменилась отрицанием царской власти и централизованного церковного правления. («Никакого указа нам от великого государя
ненадобно и не служим ни по-новому, ни по-старому, делаем по-своему»). В монастыре перестали исповедываться, причащаться, признавать священников, стали
привлекать к работе всех монастырских старцев – «в хлев, и в поварню, и в мукосейню». Организовались вылазки против осаждавших монастырь войск. Игумен Никандр
специально кропил пушки осажденных святой водой. Возникавшие повреждения крепостной стены, образовывавшиеся после непрерывных обстрелов, быстро ликвидировались
монахами.
Противостояние неожиданно закончилось в январе 1676, когда перебежчик, монах Феоктиста, вероятно, прельстившийся какими-то посулами, указал стрельцам на
тайный подземный ход в одной из башен. Небольшой отряд стрельцов проник внутрь монастыря и открыл ворота осаждавшим.
За штурмом последовала жестокая расправа над осажденными (январь 1676), ознаменовавшая заключительный этап борьбы. Из 500 защитников крепости в живых
осталось только 60, но и те вскоре были казнены. Лишь немногим была сохранена жизнь, они были разосланы по другим монастырям. Соловецкий монастырь был ослаблен
репрессиями на долгие годы. Свидетельством «прощения» опального монастыря стало посещение обители Петром I почти через 20 лет после описываемых событий. Тем не
менее, монастырь восстановил свое значение лишь в конце 18–19 вв.
Соловецкое восстание – одно из наиболее заметных выступлений против попыток быстро реформировать религиозную жизнь во времена «тишайшего царя» Алексея
Михайловича. Тексты многочисленных списков Повести и истории об отцах и страдалицах соловецких писателя-самоучки старообрядца Семена Денисова, рассказывавшие
о жестокостях и репрессиях царских усмирителей, бытовали по всей России. Упорство в вере и мученическая смерть «соловецких старцев» создала вокруг них ореол
мученичества. О соловецких защитниках слагались песни. В народе даже ходила легенда, что в наказание за эти злодеяния Алексей Михайлович был поражен страшной
болезнью и умирал покрытый «гноем и струпьями».
Введение в действие нового кодекса законов, «Соборного уложения» 1649 г., жестокий сыск беглых, рост налогов на войну накаляли и без того напряженное
положение в государстве. Войны с Польшей и Швецией разоряли основную часть трудовых слоев населения. В эти же годы не раз случались неурожаи, эпидемии.
Ухудшилось положение служилых людей по прибору — стрельцов, пушкарей и др. (введение налогов на занятия ремеслом и торговлей, уменьшение жалованья, насилие
командиров), «ясачных людей» (нерусских Поволжья и других районов). Многие бежали на окраины, особенно на Дон. В казачьих областях с давних пор вошло в обычай
не выдавать беглецов. «С Дону выдачи нет», — с гордостью отвечали местные казаки царским воеводам и агентам при малейшей попытке организовать перепись беглых,
вернуть их помещикам.
Основная масса казаков, особенно новоприхожих беглецов, жила бедно, скудно. Земледелием казаки не занимались. Жалованья, которое получали из Москвы (хлеб,
деньги, сукна, оружие, припасы к нему), не хватало. Чтобы прожить, устраивали походы «за зипунами» — за добычей — на Волгу или «за море». Царские власти,
русские феодалы с опаской и недовольством следили за Доном и другими казачьими областями. Их опорой становились домовитые, богатые казаки, вступавшие в сговор
с московскими боярами.
Область Войска Донского к середине столетия с трех сторон — севера, запада и востока — окружали царские владения. Походы на Волгу становились трудней, по
реке ставилось все больше сильных крепостей, городов, выход и Каспий преграждала Астрахань с мощным кремлем и сильным гарнизоном. В 1660 г. турки перегородили
цепями Дон у Азова, и возможность вырваться на азовские и черноморские просторы почти исчезла.
К середине 60-х годов положение на Дону ухудшилось до крайности. Здесь скопилось большое количество беглых. Начался голод. Первая вспышка недовольства
произошла в 1666 г. — до 700 донских казаков пришли с Дона к Туле. Предводитель казаков В.Р. Ус послал в Москву станицу (посольство) с просьбой принять их на
царскую службу, чтобы они могли прокормиться. Но им отказали.
Мирный вначале поход перерос в восстание — к казакам присоединились несколько тысяч крестьян, холопов Подмосковья, ближнего и дальнего. Против повстанцев
выслали войско князя Ю.Н. Борятинского. Усовцы ушли к себе на Дон, с ними бежали
многие русские холопы и крестьяне, готовые, как и многие их собратья, подняться на борьбу против угнетателей. Впоследствии усовцы влились в повстанческое
войско, которое возглавил Степан Тимофеевич Разин (род. ок. 1630 г.).
Степан Разин, как и его отец (выходец, вероятно, с воронежского посада),
принадлежал к домовитому казачеству. К началу восстания немало повидал и испытал. Трижды бывал в Москве, а однажды — и в Соловецком монастыре. Его отличали
смелость и сноровка, умение руководить людьми в военных предприятиях, вести переговоры по важным делам. Беспокойную, свободолюбивую натуру, пытливый ум С.
Разина путешествия и походы, общение со многими людьми обогатили знаниями о жизни, страданиях угнетенных, о притеснениях бояр. Жестокость властей испытала и
семья С. Разина. В 1665 г. казнили его старшего брата Ивана. Он возглавлял полк донских казаков, участвовавший в войне с Польшей из-за Украины. Осенью донцы
запросились домой, но их не отпустили. Тогда они ушли самовольно. Главнокомандующий боярин князь Ю.А. Долгорукий, человек жестокий и беспощадный, распорядился казнить командира.
Обстановка на Дону накалялась. Количество беглых увеличивалось. Противоречия между бедными и богатыми казаками усиливались. В 1667 г., с окончанием войны с
Польшей, на Дон и в другие места хлынули новые партии беглых.
Разин возглавил движение, поднял на борьбу сотни, тысячи недовольных и угнетенных. К нему и его сподвижникам ранней весной 1667 г. идут массы бедных казаков,
готовых к походу на Волгу и Каспийское море, У Паншинского городка, на островах («буграх»), у переволоки на Волге, устраивают лагерь. Разинский отряд
увеличивается до тысячи человек. Разинцы собирают лодки, оружие, продовольствие, всякие припасы. В середине мая его отряд переорался с Дона на Волгу.
Действия восставших с самого начала их похода на Дон и Волгу, помимо чисто «разбойных» моментов (грабежи и расправы), отличают четкие и ясно выраженные
антифеодальные черты: расправы над богатыми казаками, купцами, приказчиками, борьба с царскими ратниками, включение в отряд освобожденных от неволи ссыльных,
а также недовольных своим положением работных и других людей.
У Разина было уже 1,5 тыс. человек, когда отряд проплывал мимо Царицына. Он стремился быстрее вырваться с Волги на Каспии, чтобы оттуда идти на Яик. Мимо
Черного Яра, Астрахани, разгромив несколько астраханских отрядов, вышел в море, затем поднялся по реке Яик к Яицкому городку и взял его.
Московские власти, с одной стороны, посылают против «воров» войска, меняют астраханских воевод; с другой — «милостивую грамоту» Разину с обещанием прощения,
если он вернется на Дон, «от воровства отстанет». Но он и его ватажники отказались от «милости».
Зиму 1668 г. разницы провели в Яицком городке. Разбили трехтысячный отряд Я. Безобразова, вышли в Каспийское море. У Астрахани разгромили отряд
Г. Авксентьева. Разинцы плывут вдоль южного и западного берега моря. У них — десятки стругов с пушками и припасами. Они грабят торговые суда, владения шамхала
Тарковского и шаха персидского, освобождают немало русских пленников, разными путями и в разное время попавших в эти края. Многие гибнут в боях, от болезней
и голода. Так проходят лето и осень 1668 г., потом зима и весна следующего. Разин ведет переговоры с шахом, которому предлагает принять его с казаками на
службу, а за это дать землю для поселения где-нибудь на Куре. Шах, получив грамоту от царя из Москвы, переговоры прекращает, а казаков-повстанцев казнит.
Под Рештом большое войско шаха неожиданно нападает на лагерь разинцев. Казаки в ходе ожесточенного сражения несут большие потери. Потом мстят шаху, предают
огню и мечу Ферахабад (Фарабат), Астрабад и другие города и селения.
Зимуют разницы у Миян-Кале, в юго-восточной части Каспия, терпят холод и голод. Весной 1669 г. перебираются к западному побережью. Два месяца отдыхают на
Свином острове. Здесь летом происходит ожесточенное морское сражение, поредевший разинский отряд наголову разбивает войско Мамед-хана (3,7 тыс. человек на
50 судах). После этой блистательной победы Разин и его казаки, обогащенные сказочной добычей, но крайне истомленные и изголодавшиеся, берут курс на север.
22 августа они появляются в Астрахани, и местные воеводы, взяв с них обещание верно служить царю, сдать все суда и пушки, отпустить царских служилых людей,
пропускают их вверх по Волге на Дон.
Астраханские жители, прежде всего беднота, с восторгом встретили разинцев, овеянных славой дальних походов и сражений и щедро оделявших дарами многих бедных
людей. Разин за две недели успел многое — он не только пировал, ходил в гости и вел переговоры с воеводами, но, и это главное, общался с жителями, узнавал
их настроения, обещал освободить «от ярма и рабства боярского». Он задумывал новый поход, на этот раз против «бояр».
В начале октября Разин вернулся на Дон. Здесь установилось двоевластие. Делами в Войске Донском по-прежнему управляла казацкая старшина в Черкасске. Но
находившийся в Кагальнике Разин не считался с войсковым атаманом Корнилой Яковлевым, своим крестным отцом, и всеми его помощниками. Мятежный атаман, по
существу, блокировал Черкасск.
«Бездомовные», «голутвенные люди» тянутся со всех сторон к Разину. Тот собирает, покупает оружие и припасы к нему, хлеб и лодки. Численность разинского
войска быстро растет с 1,5 до 4-5 тыс. человек. Предводитель делает все энергично и в тайне от врагов. Но вскоре, проведя необходимую подготовку, уже не
скрывает своих планов: «Итить мне Волгою з бояры повидатца!», «И нам бы всем постоять и изменников из Московского государства вывесть и чорным людем дать
свободу». Его призывы и стремления затрагивали главное в жизни крепостного люда, сердцевину феодальных отношений — существование или уничтожение крепостной
зависимости.
Разинское войско — 7 тыс. повстанцев— 15 мая 1670 г. вышло на Волгу выше Царицына. С помощью его жителей они взяли город. Около него разбили тысячный
стрелецкий отряд И. Лопатина. Затем последовали победа над царским войском под Черным Яром, штурм и взятие Астрахани (22 июня). Здесь войско Разина выросло
до 13 тыс. человек. 20 июля Разин с 11 тыс. повстанцев покинул Астрахань, оставив в городе 2 тыс. Их цель — поход вверх по Волге, потом — на Москву.
Одновременно посылались отряды на Дон, Северский Донец. В середине августа Разину без боя сдаются Саратов и Самара Разницы вступают в районы с обширными
феодальными владениями и многочисленным крестьянским населением. Обеспокоенные власти стягивают сюда многие дворянские, стрелецкие, солдатские полки.
Разин спешит к Симбирску — центру сильно укрепленной засечной линии городов и крепостей. В городе гарнизон в 3-4 тыс. ратников возглавляет родственник
царя по жене И.Б. Милославский. К нему на помощь прибывает 31 августа князь Ю.Н. Борятинский с двумя полками рейтар и несколькими дворянскими сотнями.
Повстанцы подошли 4 сентября. Два дня — 5 и 6 сентября длился бой. Разин штурмовал острог на склонах «Венца» — симбирской горы. Началось, как и в других
городах, восстание местных жителей — стрельцов, посадских людей, холопов. Разин усилил натиск и ворвался в острог буквально на плечах разгромленных полков
Борятинского, который бежал к Тетюшам. Милославский отвел свои силы в кремль. Обе стороны понесли немалые потери, повстанцы пленили до 300 человек.
Именно в это время пламя восстания охватывает огромную территорию: Поволжье (не только Нижнее, но и Среднее н Верхнее), Лесное Заволжье, многие южные,
юго-восточные, центральные уезды России, Слободской Украины, Дон. Основной движущей силой становятся массы крепостных крестьян. Активно участвуют в восстании
городские низы, работные люди, бурлаки, служилая мелкота (городовые стрельцы, солдаты, казаки), представители низшего духовенства, всякие «гулящие»,
«бездомовные» люди. В движение включаются чуваши и марийцы, мордва и татары.
Разосланные Разиным и другими предводителями прелестные грамоты поднимали на борьбу новые массы угнетенных. По сообщению современника-иностранца, в это
время — разгар движения — в нем участвовало до 200 тыс. человек. Много дворян было убито, сожжены их имения. Повстанцы используют имена царевича Алексея
Алексеевича и бывшего патриарха Никона, как бы находящихся в их рядах, желая таким образом придать видимость законности восстанию, они расправляются со
многими дворянами.
Главное повстанческое войско (20 тыс.) в сентябре и начале октября осаждало Симбирский кремль.
Напуганные размахом движения, власти мобилизуют новые полки. Царь Алексей Михайлович главнокомандующим назначает боярина князя Ю.А. Долгорукого, опытного
полководца. Тот выезжает на новый театр военных действий и делает своей ставкой Арзамас. Сюда стягиваются царские полки, по пути отбивая нападения
повстанческих отрядов. Обе стороны несут немалые потери. Однако Долгорукий медленно и неуклонно преодолевает сопротивление храбрых, но слабо организованных
и плохо вооруженных повстанцев. Постепенно перевес оказывается на его стороне. В начале октября под Симбирском войско Разина терпит поражение. Раненого Разина
товарищи вынесли с поля боя, погрузили в лодку и рано утром 4 октября отплыли вниз по Волге. Несмотря на катастрофу под Симбирском и ранение Степана Разина,
восстание продолжалось всю осень и зиму 1670/71 г.
Каратели жестоко расправились с восставшими. В одном Арзамасе было казнено до 11 тыс. человек, и город в эти месяцы, по отзывам современников, напоминал
«преддверие ада». Всего каратели, как сообщают некоторые современники, убили, замучили до 100 тыс. повстанцев.
В начале 1671 г. основные очаги движения были подавлены. Но почти весь год продолжала сражаться Астрахань. 27 ноября пала и она.
Степана Разина схватили 14 апреля в Кагальнике домовитые казаки во главе с К. Яковлевым. Вскоре его привезли в Москву и после пыток казнили на Красной
площади, причем бесстрашный предводитель в свой последний, смертный час «ни единым вздохом не обнаружил слабости духа».
По ожесточенности столкновений, противостояния двух враждебных лагерей Разинское восстание стало одним из самых мощных народных движений «бунташного
века».
Башкирское восстание 1662-1664 годов — одно из первых крупных башкирских восстаний второй половины XVII века. Наряду с башкирами, участвовали и представители
других народов.
Причины:
- Усиление захвата башкирских земель, о чём свидетельствует основание множества крепостей и слобод на территории Казанской и Сибирской дороги.
- Попытка калмыков захватить башкирские кочевья в юго-западной части Ногайской дороги., а, когда в конце 50-х годов XVII века калмыки приняли русское
подданство, Москва санкционировала переход части башкирских кочевий в руки калмыков.
- Рост фискального гнёта, злоупотребление властью и прямое насилие со стороны воевод и их помощников.
Восстания получило распространение на территории от среднего течения рек Исеть, Миасс на востоке до среднего течения Камы на западе, от реки Яик (ныне Урал)
на юге до реки Чусовой на севере.
Началось восстание летом 1662 года в Зауралье. Башкиры под руководством Сары Мергена, Урасланбека Баккина и других предводителей атаковали Катайский острог,
Далматов и Невьянский монастыри, Арамильскую, Ирбитскую, Белослудскую, Мурзинскую и другие слободы, заняли некоторые из них. На борьбу с восставшими царское
правительство направило значительные воинские силы. Около озера Иртяш состоялось крупное сражение. Другим районом борьбы была Северный Башкортостан, где
восставшие заняли город Кунгур, Степановский острог, Воздвиженский и Рождественский монастыри, разорили русские села и деревни по реке Сылва.
Восстание охватило также Ногайскую и Казанскую дороги. Повстанцы под предводительством Гаура Акбулатова и Улекея Кривого осадили Уфу, Мензелинск и другие
крепости, села и деревни. Против ногайских и казанских башкир правительство направило крупные силы во главе с казанским воеводой князем Ф. Ф. Волконским.
Прибыв в Уфу, он направил против восставших карательные отряды, одновременно обратился к башкирам с призывом прекратить борьбу. Осенью 1662 года большинство
башкир согласилось на переговоры, которые окончились безрезультатно.
Весной 1663 года восстание возобновилось и охватило всю территорию Башкортостана. Решая продолжить дело, восставшие старались найти союзников. Башкиры
Сибирской дороги укрепляли прежние связи с нерусскими народами Зауралья. Кроме того, они установили контакт с царевичем Кучуком, правнуком Кучума. В описываемое
время Башкортостан на юго-востоке граничила с землями, где обитали потомки сибирского хана Кучума. Претендуя на земли бывшего Сибирского ханства, Кучумовичи
искали только случая, чтобы организовать антирусские выступления. Следовательно, восстание в Башкирии с их точки зрения было как нельзя кстати. В движении
1662 года они не приняли участия. Но, начиная с зимы этого года один из них — сибирский царевич Кучук — находится среди башкир Сибирской дороги. Кучук
появился в стане повстанцев после смерти их главного предводителя Сары Мергена в начале 1663 года.
Известно, что сибирские царевичи, в том числе и Кучук, не представляли серьезную силу в военном отношении. Повстанцы пытались, по-видимому, использовать
царевича как фигуру, вокруг которой можно было объединить нерусские массы Зауралья. Не случайно они параллельно вели переговоры с калмыками, чтобы получить
более существенную помощь.
Зауральские повстанцы действовали в бассейнах рек Исеть, Нейва, Ирбит, нападали на остроги, слободы, монастыри, основанные на башкирских землях. Восставшие
Ногайской и Казанской дорог по-прежнему действовали в центре и на западе края, вблизи Уфы и закамских крепостей. Жители этих дорог также искали союзников.
Они установили связи с калмыцкими тайшами Дайчином и Аюкой. Башкир поддерживали манси (вогулы), сибирские и кунгурские татары, мари, калмыки. Царское
правительство вновь предложило башкирам начать переговоры. Повстанцы Ногайской дороги осенью 1663 года возобновили переговоры с уфимской воеводой. Их послы
Динмухамет Юлаев и Актай Досмухаметов в начале 1664 года отправились в Москву, в феврале вернулись с жалованной грамотой, в которой царь удовлетворил требования
ногайских башкир. Башкиры Казанской дороги начали переговоры с уфимской воеводой летом 1664 года. Осенью 1664 года возобновили переговоры с царскими властями
сибирские башкиры. Их послы побывали в Тобольске и заключили соглашение с воеводой.
Царское правительство, не сумев разгромить восставших, вынуждено было удовлетворить их основные требования. Уфимский воевода стольник А. М. Волконский был
досрочно снят с должности, на его место по просьбе башкир поставили стольника Ф. И. Сомова. Более существенная была уступка правительства по земельному
вопросу: официально было подтверждено вотчинное право башкир на землю. Новому воеводе было предписано рассмотреть челобитные башкир на захват земель пришлым
населением и удовлетворить их требования. Правительство обещало также покончить со злоупотреблениями сборщиков ясака.