В конце 16 века Иваном Грозным совместно с Избранной рады были проведены важные реформы — земская, приказная, военная. Была отменена система кормлений,
появилось регулярное стрелецкое войско, был определен единый порядок прохождения воинской службы («по отечеству» и «по прибору»), прошло перевооружение
армии.
В 1550 году составлен сборник законов — Судебник, который систематизировал свод законов и помог навести порядок в области законодательства в центре и на
местах.
Был проведен и церковно-земский собор, вошедший в историю под названием «Стоглавого», на котором обсудили многие проблемы церковного управления, установили
правила богослужений и церковной живописи.
С 1549 гола вместе с «Избранной радой» (А. Ф. Адашев, митрополит Макарий, А. М. Курбский, протопоп Сильвестр) Иван IV осуществил ряд реформ, направленных
на перераспределение полномочий, административных, судебных и финансовых: Земскую реформу, Губную реформу. В 1550 году, после проведения первого Земского
собора, был принят новый Судебник, пришедший на смену Судебнику, составленному еще во времена Ивана III в 1497 году.
Централизованная система управления страной сложилась еще при Иване III. Во главе ее стоял великий князь. Боярская дума была законосовещательным органом
при правителе. Она вела дела посольские, разрядные и поместные. Каждый новый закон исходил из Думы с обычной пометою: «Государь указал, бояре
приговорили».
Далее шли приказы (разряды) которые непосредственно вели разные дела. Их возглавляли думные дьяки. Главным приказом считался Большой Московский разряд:
он ведал служебными назначениями, сообщал другим приказам касавшиеся их распоряжения государя и Думы, вносил в Думу дела, восходившие к государю помимо
приказов.
В результате принятия нового Судебника, который назвали «Царским», число приказов значительно выросло (к концу XVI века их было уже тридцать),
совершенствовались формы их работы. Были приказы общегосударственного значения (Посольский, Поместный), были и такие, которые вели дела отдельных
территорий. Например, приказ Казанского дворца занимался присоединенным к России Казанским ханством.
В 1552 году была создана Дворцовая тетрадь — список членов государева двора (около четырех тысяч человек), из числа которых назначались высшие
должностные лица государства — военачальники, городские воеводы, дипломаты... На местах управляли бояре — наместники и волостели, которые за свою службу
(сбор налогов, осуществление суда и расправы) брали доходы с населения — «кормились». Их служба и называлась «кормлением». Такой порядок был установлен при
Иване III. При нем же было решено, что крестьянин может переходить от одного хозяина к другому только раз в году — за неделю до Юрьева дня (26 ноября) или в
течение недели после этой даты.
В новом Судебнике 1550 года была предпринята попытка улучшить отправление правосудия. Правда, поначалу старая система наместников и волостелей
(кормленщиков) осталась. Однако контроль над ними со стороны местного населения был усилен. Теперь в суде наместников должны были участвовать земские
старосты и целовальники. Последние представляли посадских людей или черносошных (свободных) крестьян. Когда их выбирали, они клялись честно исполнять свои
обязанности и в знак этого целовали крест, за что и получили свое название. «Без старост и без целовальников суда не судити!» — указывал Судебник.
Со стороны центральной власти контроль выражался в том, что теперь ряд дел должен был обязательно согласовываться и получать одобрение в Москве. Без
доклада государю наместник не имел права наказывать или миловать «татя» (вора) или «душегубца и всякого лихого человека». Действия наместников и волостелей
должны были контролировать дьяки.
Право сбора торговых пошлин (тамги) переходило к царской администрации.
Среди финансовых мероприятий «Избранной рады» была и податная реформа. Население должно было нести «тягло» — совокупность натуральных и денежных
повинностей. Была установлена единая для государства мера налогов — «соха» (земельная единица, зависевшая от положения владельца и качества земель, в
среднем 400-600 гектаров). Величина «тягла» теперь прямо зависела от «сохи».
Были установлены единые и общеизвестные размеры судебных наместнических пошлин. Население на местах получило доходные списки с перечнем круга судебных
и финансовых прав наместника. Взяточничество, волокита, мздоимство карались по закону.
Все эти меры позволили в значительной степени ограничить основания для произвола наместников и волостелей.
Согласно новому Судебнику в стране была проведена так называемая губная реформа, утверждавшая местное самоуправление. В масштабах округа — губы —
избирались губные старосты, губные целовальники, которые взяли на себя ведение некоторых уголовных дел: розыск «ведомых разбойников», особо досаждавших
местным жителям. Хотя круг прав у губного управления был невелик, оно все-таки забирало часть дел у наместников.
А в 1556 году по инициативе «Избранной рады» наместники и волостели, «кормившиеся» от населения, и вовсе утратили власть. Управление перешло в руки
избранных населением «излюбленных голов» («излюбленных судей»), «которые были бы добры и прямы и всем крестьянам (христианам) любы». Те дела, которые
«излюбленным головам» «кончать не можно», велено было отправлять в Москву.
Вместо наместнических «кормов» и пошлин устанавливался оброк («кормленичий окуп»), шедший в царскую казну на жалованье ратным людям и другие нужды. Так
канула в прошлое система «кормлений» наместников.
В дополнение к Судебнику был принят и Указ о местничестве. Система местничества (распределения служебных мест) складывалась на Руси еще в XIV-XV веках.
При назначении на военную. административную и придворную службу обязательно надо было учитывать знатность рола, происхождение предков человека и личные
заслуги. Между родами и их представителями шли нескончаемые распри кто знатнее, у кого больше заслуг, больше прав занять то или иное место, кто кому должен
подчиняться. Недовольные часто отказывались от поста, «волочили дело», не повиновались начальникам. Назначение в военные полки происходило порой не по
заслугам и талантам, а по принципу местнической совместимости. Иван IV не раз жаловался: «Кого ни назначишь, всяк тотчас заместничает!»
По новому Судебнику усилилось законодательное значение Боярской думы. Одна из его статей гласила: «А которые будут дела новые, а в сем Судебнике не
записаны, и как те дела с государева докладу и со всех бояр приговору вертеться , и те дела в сем Судебнике приписывати». Все дополнительные к Судебнику
указы и были приговорами Думы.
Дума руководила действиями приказов и имела контроль над областным управлением. Она же решала множество судебных дел как высшая или единственная
инстанция.
Заседание Думы обозначалось выражением «сидеть за делы», а если присутствовал царь, то говорили: «Слушать дел с бояры». Проекты законов сама Дума вносила
очень редко. Обычно они шли сверху (от царя) или снизу (от приказов).
Текущие дела на рассмотрение Думы вносили начальники приказов — каждый по своему ведомству. Государь вносил в Думу важнейшие законы по внутренней и
внешней политике и часто сам председательствовал на ее заседаниях — «сидел с бояры о делах». Но нередко он приказывал думцам «без себя сидеть» и решать
вопросы самостоятельно. Только два рода боярских приговоров обязательно должен был утверждать царь: приговоры о местничестве и о наказании за тяжкие
преступления.
В особо важных случаях обычный состав Думы расширялся за счет правительственного совета, ведавшего делами Русской Православной Церкви. В этот совет
входили митрополит и епископы, назывался он Освященным собором. Совместно с Боярской думой Освященный собор решал все вопросы, связанные с делами
церковными.
Судебник 1550 года сыграл очень важную роль в жизни страны. Это был систематизированный свод законов, который навел порядок в области законодательства
в центре и на местах. В результате проведенных реформ начала оформляться сословно-представительная монархия, которая означала новый шаг в развитии
государства.
Вслед за решением административных и судебных вопросов Иван Васильевич занялся и проблемами Русской Православной Церкви. В январе — мае 1551 года прошел церковно-земский
собор, который вошел в историю под названием «Стоглавый собор» (все его решения были записаны в 1000 статьях-главах). На соборе присутствовали митрополит, девять святителей,
все архимандриты, игумены, а также высшие светские сановники и бояре.
Открыл собор сам царь. В яркой эмоциональной речи он вспомнил свое безотрадное детство, бедствия Москвы, мятеж народа.
«Тогда, — сказал Иван, — ужаснулась душа моя и кости во мне затрепетали, дух мой смирился, сердце умилилось. Теперь ненавижу зло и люблю добродетель. От вас требую
ревностного наставления, пастыри христиан, учители царей и вельмож, достойные святители Церкви! Не щадите меня в преступлениях, смело упрекайте мою слабость, гремите словом
Божиим, да жива будет моя душа!»
По решению Стоглавого собора был утвержден единый пантеон русских святых Русского государства. Это показывало всему миру, что Русь богата своими подвижниками, и весь
православный люд должен убедиться в том, что Россия по праву может претендовать на ведущее место истинного центра восточного христианства.
Были также унифицированы церковные обряды, упорядочено богослужсние, что укрепляло церковное управление. Однако надо было, как подчеркивалось, не только «устроить Церковь,
исправить не только обряды ее, книги, искаженные писцами-невеждами, но и самые нравы духовенства в пример мирянам, учением образовать достойных служителей алтаря, установить
правило благочиния, которое должно быть соблюдаемо в храмах Божиих, искоренить соблазн в монастырях». Все это было нацелено на возвышение нравственного облика духовенства,
на рост его авторитета в обшестве.
Были также установлены общие правила для церковной живописи — каноны. На Церковь возложили обязанность устраивать школы для мирян.
Затронули на соборе и болезненный вопрос о церковном землевладении. Ведь у Церкви было огромное количество земель, и оно постоянно росло. Решено было не трогать те земли,
которыми уже владели храмы и монастыри, однако в дальнейшем их приобретение или получение в дар можно было осуществить только после доклада царю, ибо, по словам Н. М.
Карамзина, «государь благоразумно предвидел, что они могли бы сею куплею присвоить себе наконец большую часть недвижимых имений в России, ко вреду общества и собственно их
нравственности».
Стоглавый собор, безусловно, сыграл заметную роль не только в истории Русской Православной Церкви, но и в жизни всей страны. «Сей достопамятный собор, по важности его
предмета, знаменитее всех иных, бывших в Киеве, Владимире и Москве», — считал Н. М. Карамзин.
Важнейшим направлением деятельности Ивана Грозного стати преобразования в военной сфере. Первым шагом на этом пути можно считать отмену местничества на время военных
походов. Ведь постоянные свары на почве выяснения, кто главнее и кто кому подчиняется, в тот момент, когда идут боевые действия, нередко приводили к позорным
поражениям.
Иван IV, как указывает Карамзин, запретил детям боярским (мелким феодалам, служившим в дружине воеводы) и княжатам «считаться родом с воеводами»; установил также,
что воевода Большого полка должен быть всех знатнее, что начальники Передового и Сторожевого полков ему одному уступают в старшинстве и не считаются с воеводами правой
и левой руки, что только «государю принадлежит судить о родах и достоинствах; что кто с кем послан, тому и повинуется». Эти меры позволили навести элементарный порядок
в войсках.
В Московском уезде была «испомешена» «избранная тысяча» — более 1000 провинциальных дворян, которые должны были составить ядро дворянского ополчения — опору царя.
Надо помнить, что дворяне (помешики) в отличие от князей и бояр не могли полностью распоряжаться своей землей — поместьем. Они пользовались ею до тех пор, пока несли
службу.
Был определен единый порядок прохождения воинской службы, что, несомненно, сыграло важную роль в военном строительстве. Разработали и установили четкий регламент:
служба «по отечеству» (по происхождению) и служба «по прибору» (по набору). «По отечеству» служили дворяне и дети боярские. Порядок определялся «Уложением о службе»,
принятом в 1556 году, одновременно с отменой кормлений. Четкие статьи «Уложения» создавали у помешиков заинтересованность в ратном деле: та служба, что проходила
«по отечеству», переходила по наследству и начиналась с пятнадцати лет. До этого дворянин считался недорослем. За службу платили — землями и деньгами — от четырех до
семи рублей в год. С каждых 150 десятин земли бояре и дворяне должны были выставлять одного воина «конно и оружно». При уменьшении полагающегося числа воинов, то есть за
«недопоставку», дворяне платили штраф, за увеличение числа воинов сверх нормы их поощряли денежной «подмогой» и «земельными придачами».
Именно при Иване IV, с 1550 года, из числа служилых «по прибору» людей формируется регулярное стрелецкое войско. Изначально оно набиралось из свободного и городского
населения, позже их служба стала пожизненной и наследственной. Стрельцы были вооружены огнестрельным оружием (пищалями) и холодным оружием (бердышами и саблями).
Сначала в стрелецкое войско набрали три тысячи человек. Их объединили в 6 приказов (полков). Они составили охрану царя. Затем число стрельцов выросло до 12 тысяч
ратников, а к концу XVI века — до 25 тысяч. Они представляли собой наиболее мощную боевую силу русской армии.
К «приборным» служилым людям относились и казаки, и пушкари, и казенные кузнецы. Они несли службу в разных городах, на границе. Селились «приборные» люди отдельными
слободами. За службу получали коллективные земли, а иногда — хлебное и денежное довольствие. Нанимали на военную службу и иностранцев (в основном поляков и немпев). Число
их в то время было невелико — около двух с половиной тысяч.
Войны, которые вела Россия в те времена, — восьмилетняя эпопея, связанная с завоеванием Поволжья, 25-летняя Ливонская война и другие — потребовали активного
перевооружения армии и создания новых предприятий, занимающихся военными заказами.
По приказу Ивана IV взамен сгоревшей Пушечной избы, поставленной еще его дедом Иваном III, был основан Пушечный двор. Раньше пушки предназначались лишь для обороны
крепостей. Их устанавливали на стенах и оттуда поражали врага. Теперь понадобились орудия не только «крепостного наряда», но и пушки «полевого наряда», которые брали в
поход. Эти орудия отливали на Пушечном дворе. Пушечный двор долгое время был первым и единственным в России артиллерийским заводом. Его строения разобрали только в начале
XIX века.
Кроме Пушечного двора при Иване Грозном поставили в Москве и Гранатный двор. Здесь изготовляли снаряды. Был и Зелейный двор, производивший «зелье» — порох. Порох
изготавливали разных видов: обыкновенный, еще такой, «чтоб добре прытко грянул» и, наконец, тот, который не горел в воде, - «негасимые огненные хитрости».
Благодаря стараниям русских умельцев, Россия при Иване Грозном вышла на одно из первых мест в Евроие по производству огнестрельного оружия. Посол германскою императора
Максимилиана II писал своему патрону в 1576 году: «Московский царь имеет столько орудий, такой огнестрельный снаряд, что, кто не видел его, не поверит описанию». А вот
свидетельство 1588 года: «Полагают, что ни один из христианских государей не имеет такой хорошей артиллерии и такого запаса снарядов, как русский царь, чему отчасти может
служить подтверждением Оружейная палата в Москве, где стоят в огромной количества всякого рода пушки, все литые из меди и весьма красивые». Московская летопись пишет:
«...ядра у больших пушек по двадцати пуд, а у иных пушек немного полегче». Самая крупная в Европе гаубица — «Кашпирова пушка», весом 1200 пудов и калибром в 20 пудов, —
принимала участие в осаде Полоцка в 1563 году. Пушки, отлитые по повелению Иоанна Грозного, стояли на вооружении по нескольку десятилетий и участвовали почти во всех
сражениях XVII века.
Судебник Ивана IV, Судебник 1550 года — сборник законов периода сословной монархии в России; памятник русского права XVI века, первый в русской истории
нормативно-правовой акт, провозглашённый единственным источником права. Принят на первом в Русском царстве Земском Соборе 1549 года при участии Боярской
думы.
В 1551 году Судебник был утверждён Стоглавым собором, созванным по инициативе царя Ивана IV Грозного. Содержит 100 статей.
Судебник Ивана IV имеет общую прогосударственную направленность, ликвидирует судебные привилегии удельных князей и усиливает роль центральных
государственных судебных органов. Этим Судебник 1550 года развивает заложенные в Судебнике 1497 года тенденции государственного управления и
судопроизводства.
Судебником ограничивалась власть наместников и волостелей: дела «о ведомых разбойниках» были переданы под юрисдикцию губных старост. Тем самым расширялись
рамки проведения губной реформы, охватывавшей ранее лишь северные уезды, а она сама получала юридическое обоснование.
Наместники, волостели и все другие правители, назначаемые государем в города и волости, не могли судить без участия выборных от населения: дворского,
старосты и лучших людей местной крестьянской общины. Вот что говорит статья 62: «А боярам и детем боярским, за которыми кормление с судом боярским, и им
судити, а на суде у них быти дворскому и старосте и лучшим людем».
Каждая община должна была иметь не только своих выборных людей и старост на суде, но и своего земского дьяка, который вёл бы на суде дела волостных людей.
Судебник требует, чтобы для присутствия на суде общины выбирали несколько «лучших людей» и приводили их к присяге. «А в которых волостях наперед сего старост
и целовальников не было; и ныне в тех во всех волостях быти старостам и целовальникам.»
В целях укрепления социальной базы центральной власти расширялись права служилого сословия. В частности, запрещался переход служилых людей в кабальное
холопство; более детально регламентировались взаимоотношения между феодалами и зависимыми крестьянами.
В определённой степени правительство пыталось расширить права крестьянства и его участие в общественных делах. Выборные представители крестьянских общин
должны были участвовать в следствии и судопроизводстве. Наместники ни по суду, ни до суда не могли взять под стражу крестьянина без согласия общинных выборных
начальников, старост и целовальников.
Закон предоставлял крестьянским общинам право самоуправления, раскладки податей и надзора за порядком.
Также Судебником подтверждалось право свободного перехода крестьян. В статье о крестьянском переходе прямо определяется, что, кроме платежа за «пожилое»
и за «повоз», других пошлин нет. То есть для свободного перехода крестьянина не требуется никаких расчётов с господином, кроме двух пошлин; господин не
имеет никакого права удерживать крестьянина, заплатившего эти две пошлины. «А дворы пожилые платят в полех за двор рубль два алтына, а в лесах, где десять
верст до хоромного (строевого) леса, за двор полтина да два алтына. А пожилое имати с ворот, а за повоз имати с двора по два алтына; а опричь того на нем
пошлин нет».
Судебник препятствовал насильственному обращению крестьян в холопы и разрешал крестьянский переход, если даже господин оплатил долги крестьянина.
Судебник защищал честь любого члена общества, однако штрафы за "бесчестие" (оскорбление словом или делом) различались. За бесчестье боярина обидчик
платил штраф 600 рублей, за дьяка — 200 рублей, за первостепенного купца — 50 рублей, за посадского человека — 5 рублей, крестьянина — 1 рубль. В случае
"обиды" женщины, ей выплачивалось "бесчестие" вдвое большее, чем мужчине её звания.
До принятия Судебника запутанные дела, решение которых заходило в тупик, могли решаться посредством поединка спорящих сторон — «поля». Победитель в
бою считался выигравшим дело. Судебник ограничивал проведение подобных испытаний огнём и водой. «Поле» нельзя было проводить «бойцу с небойцом» (например,
если это женщина, больной, старый или совсем юный человек), за исключением случаев, когда этого желает сам «небоец». Или же вместо себя можно было выставить
«наймита». Судебник разрешал «поле» не только для определения победителя в деле, но и для выяснения надёжности показаний свидетелей (послухов).
В 1550 было принято решение "испоместить" в Московском уезде "избранную тысячу лутчших слуг" из провинциальных дворян и бояр, обязанных быть всегда наготове.
Был составлен список, в который вошли представители знатнейших родов и верхи Государева двора. Эта реформа до конца не была доведена. Возможно, "избранная тысяча"
послужила прототипом опричного войска.
Центральным вопросом внутренней политики 50-ых годов являлся земельный вопрос. Характер земельной политики 50-ых годов определился вполне уже в первом крупном
мероприятии в области земельного вопроса. Этим мероприятием было испомещение приговором 3 октября 1550 года знаменитой “1000” детей боярских вокруг Москвы.
Приговор устанавливал: “учинить... помещиков, детей боярских - лутчих слуг 1000 человек” путем раздачи им поместий в местностях вокруг Москвы “верст за 60 и 70”
- “в Московском уезде, да в половине Дмитрова, да в Рузе, да в Звенигороде, да в Числяках, и в Ординцах, и в перевесных деревнях, и в тетеревинчих, и в оброчных
деревнях”.
Размеры подмосковных поместий детям боярским определялись в 200, 150 и 100 четвертей в зависимости от того, к какой из трех статей (на которые была разбита “1000”)
относится данный сын боярский. При этом делалась оговорка: “А за которыми бояры или за детьми боярскими вотчины в Московском уезде или в-ыном городе, которые блиско
Москвы верст за 50 или за 60, и тем поместья не давати”.
Приговор далее устанавливал порядок пополнения “1000” в случае смерти кого-либо из входивших в нее лиц: “А который по грехам ис той тысячи вымрет, а сын его не
пригодитца к той службе, ино в того место прибрать иного”.
В процессе реализации приговора от 3 октября 1550 года была составлена так называемая Тысячная книга, представляющая собой своего рода раздаточную десятню и
включающая в себя как списки всех детей боярских, вошедших в состав “тысячи”, так и тех бояр и окольничих, которые получали на основании приговора от 3 октября
1550 года поместья в Московском уезде.
Тысячная книга - основной источник для понимания и оценки приговора от 3 октября 1550 года. Рассмотрение этого приговора приходится начинать с выяснения вопроса
о том, был ли реализован приговор об испомещении “тысячи” детей боярских или же он представлял собой лишь неосуществившийся проект.
Если принять, что в писцовых книгах до нас дошли данные о 20% общего числа тысячников, получивших поместья в Московском уезде, число их составляло бы около
350 человек. Если учесть, что по приговору от 3 октября 1550 года поместья тысячникам должны были быть даны, помимо Московского уезда, также в Дмитровском, Рузском,
Звенигородском, Верейском и в Коломенском уезде, то можно прийти к выводу, что цифра тысячников, содержащаяся в московских писцовых книгах, может служить веским
аргументом в пользу того, что приговор от 3 октября 1550 года вовсе не является неосуществленным проектом реформы, а представляет собой законодательное выражение
политики, проводившейся в жизнь.
Значение данных о тысячниках, содержащихся в писцовых книгах Московского уезда, не исчерпывается тем, что они дают возможность составить представление о числе
тысячников, получивших поместья в Московском уезде. Показательно также то, что поместья тысячников, по-видимому, охватывали более или менее равномерно все районы
Московского уезда. Из 13 станов, описанных в книгах 70-80 годов, поместья тысячников встречаются в 10 станах. Это подтверждает вывод о том, что раздача земель
тысячникам проводилась в широких масштабах и во всем Московском уезде.
Еще существеннее те данные, которые содержатся в московских писцовых книгах по вопросу о социальном составе и территориальной принадлежности тысячников,
испомещенных в Московском уезде. В составе 72 человек, записанных в писцовых книгах Московского уезда, имеются: 2 боярина, 2 окольничих, 1 оружейничий, 2 князя
Стародубских 2-й статьи, 2 князя Стародубских 3-й статьи, 4 князя Ярославских 3-й статьи, 1 сын боярский 1-й статьи, 6 детей боярских 2-й статьи, наконец, 52 детей
боярских 3-й статьи. Таким образом, в московских писцовых книгах оказываются представленными почти все основные рубрики, на которые разделены тысячники в Тысячной
книге. Широте социальной и соответствует широта территориального охвата помещиков-тысячников данными писцовых книг Московского уезда. Из общего количества 47 городов,
представители которых включены в текст Тысячной книги, в писцовых книгах Московского уезда имеются тысячники из 20 городов.
Наконец, необходимо отметить, что данные о тысячниках в московских писцовых книгах показательны еще в одном отношении. В подавляющем большинстве случаев размеры
поместий тысячников составляют 100 четвертей земли, то есть точно соответствуют размерам поместий для детей боярских 3-й статьи, установленным приговором 3 октября
1550 года.
Испомещение тысячников представляло собой прежде всего мероприятие огромного масштаба в области земельных отношений. В результате проведения в жизнь приговора 3
октября 1550 года дворяне-помещики получили в свои руки свыше 100 тысяч четвертей земли (в одном поле) пахотной земли с соответствующим количеством угодий: лугов
и лесов.
В 1552 была составлена Дворцовая тетрадь – полный список членов Государева двора (около 4 тыс. человек). Люди, входившие в Государев двор, именовались дворовыми
детьми боярскими или дворянами. Просто дети боярские составляли нижний слой служилых людей. В Дворовой тетради дворяне записывались по тем уездам ("городам"), где
они владели землёй; из их числа выходили воеводы и головы, дипломаты и администраторы.
Неудача попыток удовлетворить земельный голод дворянства путем пересмотра в Судебнике правового статуса вотчинного землевладения заставила правительство искать
новых средств для обеспечения землей числено возросшего поместного войска. Было еще два источника, к которым можно было обратиться: казенные земли и владения
духовных феодалов.
Стремясь укрепить материальную базу дворян-военачальников , которые смогли сменить представителей боярской аристократии, правительство заинтересовалось
находившимися в центральных районах страны оброчными деревнями, которые были переданы дворянам. В октябре 1550г. был составлен проект испомещения под Москвой так
называемой избранной тысячи.
Смысл этого проекта сводился к укреплению положения верхов дворянства, с тем чтобы использовать их для выполнения важнейших поручений. Но расположить всех
приближенных возле Москвы не удалось, т.к. у правительства не было необходимого фонда земель. Однако одна из сторон реформы вскоре осуществилась.
1551-52гг. была составлена Дворцовая тетрадь, куда попали все служилые люди государева двора, из которого черпались основные кадры для формирования командного
состава армии, для замещения высших правительственных должностей и т.д.. Дворцовая тетрадь была действующим документом, к которому приписывались на протяжении
50-60 годов XVI в. все новые данные о составе государева двора вплоть до начала 1562г.
Составление Дворцовой тетради оформляло выделение привилегированных части, служащих по дворовому списку. Дворовые дети (боярские) составляли основной контингент
представителей господствующего класса, который назначался на высшие военные и административные должности. 2 Поэтому составление Дворцовой тетради отвечало интересам
верхов русского дворянства и являлось попыткой осуществить в иных формах проект 1550г. о выделении из числа дворян “тысячников”, без применения для этой цели
каких-либо массовых земельных пожалований.