Одной из самых известных, выдающихся и вместе с тех спорных и скандальных работ Ильи Репина является картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (другое название – «Иван Грозный убивает своего сына»). Первый скандал разразился, когда полотно было представлено на выставке в 1885 г. – тогда Александр III запретил публичный показ картины. С тех пор вокруг этой работы не утихают споры – а имеет ли картина историческую достоверность или Грозный все-таки не убивал своего сына?
Илья Репин написал это историческое полотно на основе одного из сюжетов «Истории государства Российского» Н. Карамзина. В свою очередь Карамзин опирался на свидетельства иезуита Антонио Поссевино. В его изложении царь повздорил с сыном из-за «неблагочестивого поведения» жены царевича и в приступе гнева посохом ударил его в висок. Но сам Поссевино не был очевидцем событий – он прибыл в Москву уже после похорон царевича, и об убийстве ему рассказал переводчик-итальянец, который якобы слышал при дворе такую версию событий. Как видим, источник нельзя назвать достоверным и надежным.
Некоторые уверены в том, что история Поссевино – намеренная клевета. Он прибыл в Москву по поручению польского короля, с требованием подчинить русскую церковь папскому престолу. Иван Грозный ответил отказом, после чего и появились наветы.
Английский дипломат Д. Горсей, ссылаясь на своих осведомителей при дворе, утверждает, что ссора действительно была, но Грозный ударил сына не в висок, а в ухо. Царевич не умер тут же – он впал в нервную горячку и скончался через несколько дней. Но дело в том, что причиной болезни царевича был все-таки удар, нанесенный отцом.
Некоторые историки говорят о том, что царевич умер не в Кремле, а в Александровской слободе – за сто верст от Москвы. Там он находился и задолго до описываемых событий, так как продолжительное время болел, от чего и скончался. По одной из версий, он был отравлен сулемой.
Когда картина Репина была представлена публике на 13-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок в 1885 г., произошел скандал. Император, разгневанный такой интерпретацией трагедии в российской истории, запретил публичную демонстрацию картины. Позже запрет был снят, но на этом злоключения не прекратились.
Трудно судить об исторических событиях по прошествии стольких лет. Вполне понятно желание многих докопаться до истины и воссоздать историческую правду. Однако в пылу споров часто забывают о том, что перед нами – не исторический документ, а произведение искусства, автор которого имеет право и на собственную трактовку событий, и на художественный вымысел. Тем более, картина имеет бесспорную эстетическую ценность – что бы ни говорили о достоверности источников, эта работа остается одним из самых выдающихся шедевров Ильи Репина.