КИР-2016

Отто фон Гун

В начало

Первая вакцинация
Первая вакцинация

Отто фон Гун — балтийский немецкий врач и историк, первым начавший вакцинацию против оспы в Лифляндии, основатель и первый директор психиатрической больницы «Александровские высоты». Отто фон Гун провёл обширные исследования, направленные на улучшение здравоохранения жителей Лифляндии и Риги, борьбу с эпидемиями, касающиеся этнографии и топографии региона.

Был включён в советский «Биографический словарь деятелей естествознания и техники» в числе 4.5 тысяч самых выдающихся жителей государства всех времён.

Родился 17 июня 1764 года в Митаве, в семье суперинтенданта (главы церковного округа) Евангелическо-лютеранской церкви Курземского и Земгальского герцогства Христиана Гуна.

С 1780 по 1783 год учился в Academia Petrina в родном городе. Затем изучал богословие в Галльском университете в Германии, однако не был принят в число студентов.

С 1785-го по 1788 г. изучал медицину и получил степень доктора в Геттингенском университете.

В 1789 году сдал экзамены в Санкт-Петербурге и получил право работать врачом на территории Российской империи.

В 1790 году Гун стал вторым врачом основанного в 1754 году Рижского военного госпиталя, но через год, в 1791 году, обратился к частной практике, в короткий срок завоевав авторитет и популярность в Риге.

В 1795 году в Риге было опубликовано написанное им исследование: «Топографическое описание города Риги с приложением врачебных наблюдений».

27 ноября 1800 года Отто фон Гун провел первую в Риге вакцинацию от оспы, взяв на вооружение метод, открытый за несколько лет до этого английским врачом Эдвардом Дженнером (1796 год).

В 1803 году было создано Рижское учреждение вакцинации против оспы. Вакцинацию жителей Руйиены провёл местный священник Густав фон Бергман.

В 1804 году по приглашению графа Андрея Разумовского Отто фон Гун переехал в Москву. В 1805 году он отправился в Малороссию в качестве домашнего врача графа Разумовского.

В 1806 году Отто фон Гун опубликовал в Москве свои путевые заметки о Малороссии в трёх томах. Придворным врачом графа Разумовского Гун проработал до 1807 года.

В 1807 г. в Москве был издан труд «Повсеместное введение предохранительной оспы в Европейской и Азиатской России».

В 1807-1809 годах он практикует как врач в Москве.

В 1808 году Гун продал свою большую библиотеку в 2000 томов Московскому университету.

С 1809 по 1811 год, во время наполеоновских войн, по приглашению князя Репнина Гун занял должность врача русского посольства в Касселе (Гессен) и Париже (Франция).

С 1811 по 1813 год работал врачом в Петербурге.

В 1813 году О. Гун вернулся в Ригу, работал как врач, учёный, историк и деятель культуры. В 1819 году он возглавил первую в Остзейском крае психиатрическую лечебницу «Александровские высоты» и работал в этой должности 10 лет, до 1829 года. Он первым изучил целебные свойства грязей Кемери и минеральных источников Балдоне.

Отто фон Гун скончался 20 марта 1832 года после продолжительного заболевания бронхиальной астмой. Его последнее пристанище находится на Рижском Большом.



Местр Жозеф Мари де

В начало

Жозеф де Местр
Жозеф де Местр

Жозеф-Мари, граф де Местр — франкоязычный (подданный Сардинии) католический философ, литератор, политик и дипломат, основоположник политического консерватизма. Известен как один из наиболее влиятельных идеологов консерватизма в конце XVIII — начале XIX веков.

Жозеф де Местр родился 1 апреля 1753 года в Шамбери, в Савойе, являвшейся в то время частью Сардинского королевства, во французской аристократической семье. Его отец, Франсуа-Ксавье граф Местра, являлся президентом Савойского Сената. Воспитывался в иезуитском колледже.

В 1774 году окончил Туринский университет, где изучал право. В том же году стал членом масонской ложи Шотландского устава Святого Иоанна «Trois Mortiers» (Три Мортиры) на востоке родного ему города Шамбери. Эта ложа была создана в 1749 году под эгидой Великой ложи Англии и была одной из первых масонских лож, созданных в континентальной Европе (за пределами Парижа); братья ложи включали в свои задачи совмещение своей причастности к масонству со строгой католической верой, кроме того, она отвергала те тезисы, в которых утверждалось, что масонство и мартинизм принимали активное участие в заговоре, приведшем к Революции. Жозеф де Местр оставался членом этой ложи до 1790 года, достигнув должности великого оратора.

В 1774 году вместе с несколькими братьями из Шамбери, с которыми он основал четырьмя годами позже новую ложу «Искренность», он обратился к Жану-Батисту Виллермозу (1730-1824) в Лион за посвящением в мартинизм (он был принят в благодетельные рыцари Святого Града под именем «Josephus a Floribus»), откуда он черпал многочисленные элементы, которые затем мы обнаруживаем в его трудах, а именно: провиденциализм, пророчество, обратимость наказаний и т. д.

Глубоко вовлечённый в жизнь Ордена «Рыцарей благодетелей Святого Града», накануне Вилльгельмсбадского Конвента (1782 год) Жозеф де Местр отправляет занимавшему высокий пост Жану-Батисту Виллермозу свои знаменитые «Мемуары герцога Брауншвейгского». Кроме того, граф Жозеф де Местр поддерживал дружеские отношения с Луи-Клодом де Сен-Мартеном, которым в высшей степени восхищался, и восхищение его было тем более сильным, что, как он писал своей сестре, он «во всех отношениях отстаивал ортодоксию», откуда и происходила его тяга к мартинизму. Его брат Ксавьер де Местр также был писателем.

В 1787 году, как и его отец, стал сенатором. Первоначально симпатизировал французской революции, но быстро в ней разочаровался.

После оккупации Савойи французской армией в 1792 году де Местр перебрался в Швейцарию, где начал выступать в качестве публициста, опубликовав «Письма Савойского роялиста» (1793), в которых выступил с критикой сложившегося во Франции режима.

В 1796 году в Лозанне он опубликовал историко-политическую работу «Рассуждения о Франции» («Considérations sur la France»), где изложил собственную концепцию возникновения и развития французской революции.

В 1803-1817 гг. являлся сардинским посланником в России. Здесь Жозеф де Местр пробыл 14 лет, поэтому неудивительно, что его творчество нашло своё отражение в работах некоторых представителей социально-политической мысли России.

Прежде всего принято упоминать следующие фигуры: Пётр Чаадаев, который во многом вдохновлялся мыслями де Местра из «Четырёх глав о России»; Ф. Тютчев, М. Н. Катков; Н. Я. Данилевский, чью концепцию культурно-исторических типов де Местр во многом предвосхитил в своей философии истории; Константин Леонтьев, яркий представитель русского эстетического консерватизма, который также близок де Местру в ряде пунктов учения, включая критику современного состояния Европы; такие представители консервативной мысли, как Константин Победоносцев и Лев Тихомиров.

Философ Исайя Берлин убежден, что де Местр оказал влияние на Льва Толстого; существуют исследования, доказывающие преемственность идей савойского мыслителя в работах Фёдора Достоевского.

В черновиках романа Льва Толстого «Война и мир» Жозеф де Местр дважды упоминается как посетитель салона А. П. Шерер в 1805 году; возможно, он является прообразом виконта Мортемара. Имя де Местра упоминается Львом Толстым в т. IV романа «Война и мир» (ч.3, гл. XIX), где о нем говорится как об одном из «самых искусных дипломатов» эпохи войны 1812 года. Историк Альбер Сорель указал на близкое сходство между взглядами Толстого на войну и рассуждениями в седьмом диалоге Местра «Санкт-Петербургские вечера». В этих рассуждениях подчеркнуты никчемность планов сражения и зависимость результата последнего от духа армии. И эти же мысли у Толстого накануне Бородинской битвы высказывает князь Андрей Волконский. Лев Толстой не раз цитировал в различные годы остроумное замечание де Местра о трудности краткого изложения мыслей: «Извините длинноту этого письма. Я не имел времени сделать его более коротким».

После своего отзыва проживал в Турине, где занимал должности магистратора Турина, а также министра в правительстве Сардинского королевства. Продолжал активно публиковаться.

Скончался 26 февраля 1821 года в Турине.



Раск Расмус Кристиан

В начало

Раск Расмус Кристиан
Раск Расмус Кристиан

Расмус Кристиан Раск (1787-1832) — датский лингвист и ориенталист, один из основоположников индоевропеистики и сравнительно-исторического языкознания.

Труды в области германистики, балтистики, иранистики, африканистики, ассириологии. Открыл регулярные соответствия между индоевропейскими и германскими шумными согласными («передвижение согласных»); доказал древность языка Авесты и его близкое родство с санскритом; дешифровал ряд клинописных текстов.

Ещё в училище Раск увлёкся древним скандинавским языком. В 1807 году он поступил в Копенгагенский университет и уже на следующий год, вместе с профессором Р. Ньерупом осуществил перевод «Младшей Эдды» на датский язык. Еще студентом Раск обнаруживал в себе блестящие лингвистические способности. По окончании курса он стал помощником библиотекаря университетской библиотеки.

Два с половиной года, с 1813 по ноябрь 1815, Раск изучал в Исландии местную историю; там составил собрание саг и в 1814 году окончил сочинение о происхождении древнего норманнского (или исландского) языка.

По возвращении из путешествия Раск был избран первым президентом «Исландского литературного общества». Под его председательством и по предложенному им плану, было начато издание «Sturlunga Saga» — большой исландской народной истории.

С целью изучения на месте азиатских родичей германских языков Раск задумал путешествие в Персию и Индию. В 1816 году он прибыл в Стокгольм. Из Швеции через Финляндию Раск отправился в Санкт-Петербург, где пробыл почти целый год, и в 1819 году через Москву и Кавказ прибыл в Персию. Изучив за 6 недель здесь персидский язык настолько хорошо, что мог свободно объясняться с персами, Раск приехал в Индию, где пробыл два года — в основном в Бомбее, где активно общался с парсами, изучая их священную литературу, и на Цейлоне.

Во время своего пребывания там он напечатал в «Transactions of the literary and agricultural Society of Colombo» рассуждение «A Dissertation respecting the best Method of expressing the sounds of the Indian languages in European Characters» и «Singalesisk skriftlære» (1821).

В 1823 году Раск вернулся в Копенгаген, привезя с собой богатое собрание древнеиранских и буддийских рукописей, и получил звание профессора истории литературы в Копенгагенском университете.

Времени его пребывания в России (1818-1819 гг) посвящена книга «Заметки о России».



Жермена де Сталь

В начало

Жермена де Сталь
Портрет Луизы Жермен де Сталь
Художник В.Боровиковский

Жермена де Сталь - французская писательница. Теоретик литературы. Публицист. Оказывала большое влияние на литературные вкусы Европы начала XIX века. Хозяйка блестящего литературного салона. Отстаивала равенство полов, пропагандировала романтическое направление в искусстве. Наиболее известна под именем мадам де Сталь.

Анн-Луиз Жермен, баронесса де Сталь-Гольштейн родилась 22 апреля 1766 года в городе Париж. В салоне ее матери сходились литературные знаменитости Парижа. Жермена с одиннадцати лет постоянно присутствовала на этих вечерах и жадно прислушивалась к разговорам гостей. Напрасно строгая мать старалась системой воспитания, основанной на началах долга, сдерживать и дисциплинировать свою живую и впечатлительную дочь.

Богато одаренная и экзальтированная девочка, ускользая от влияния матери, особенно горячо привязалась к отцу, целыми часами беседовавшему по самым разнообразным вопросам со своей нежно любимой дочерью. Так сформировалась та, что стала родоначальницей новой романтической, литературы во Франции. Ее отличие от прежней, классицистической литературы состояло, главным образом, в ценностях, которые авторы воспевали в своих произведениях. Прежде важны были государственные интересы, долг и общество, теперь же на первый план выходила ценность личности и ее свободы.

Еще в пятнадцатилетнем возрасте Жермена написала замечания к финансовому «Отчету» своего отца и сделала извлечения из «Духа законов» Монтескье, присоединив к ним свои размышления. В это время ее любимыми писателями являлись Ричардсон и Руссо, влияние которых сказалось в первых ее произведениях, отличающихся сентиментальным направлением.

В 1786 году, уступая советам отца, Жермена вышла замуж за барона де Сталь, но в этом браке не нашла счастья, о котором мечтала. Супруг не смог возбудить в девушке никаких симпатий: это оказался малообразованный светский человек и вдвое старше жены, привлекавшей его, главным образом, своим богатым приданым.

Когда вспыхнула революция, и барон вынужден бежать из Франции, мадам де Сталь сначала осталась в Париже. В это время ее салон успел сделаться самым блестящим в Париже. Мемуары современников полны рассказов о том неизгладимом впечатлении, которое в этот период своей жизни производила молодая женщина. Ее блестящий ум, красноречие и энтузиазм делали ее царицей избранного парижского общества. Но вскоре и ей пришлось покинуть Париж, найдя убежище в Англии, а в 1793 году переселилась в Швейцарию, где продолжала писать.

В 1796 году французская республика признана Швейцарией и Жермена смогла вернуться в Париж. Здесь ее салон вновь стал влиятельным литературным центром. Добившись негласного развода с мужем, но, продолжая жить с ним в одном доме, де Сталь сделалась мишенью для пересудов со стороны ее светских противников. Ответом обществу стал ее роман «Delphine», упрочивший ее литературную славу. Одновременно де Сталь трудится над обширным сочинением: «De la littérature, considérée dans ses rapports avec les institutions sociales», в котором прослеживает влияние религии, нравов, законодательства на литературу и обратно и делает вывод, что литература в новом республиканском обществе должна служить выражением новых общественных идеалов и быть защитницей политической и нравственной свободы.

Этот труд не мог не казаться опасным правительству первого консула. Когда салон мадам де Сталь стал центром оппозиции, ей было велено покинуть Париж, и в 1802 году отправляется в Германию. Здесь знакомится с Гете, Шиллером, Фихте, Гумбольдтом, Шлегелем. Впечатления от этой поездки легли в основу книги: «De l’Allemagne», написанной пятью годами позже. Затем писательница отправляется в Италию. Плодом путешествия де Сталь по Италии стал ее роман: «Corinne ou l’Italie». Вообще, героини де Сталь, списанные с нее же самой: талантливые и сильные женщины, жаждущие признания и настоящей любви.

Мадам де Сталь не блистала талантом беллетриста, ей трудно давалась выдумка. Персонажи, окружавшие главных героинь слабо продуманы и походили на декорации для моноспектакля. Зато смогла первой дать определение новому литературному течению и указать ему пути развития. Кроме того, внимания заслуживают ее работы о современной политической ситуации.

Автор много писала о зависимости литературы от общественной жизни. Но ее политические воззрения всегда шли вразрез с официальными. Книгу «О Германии», в которой описывала культуру и философию немцев, даже посылала Наполеону лично вместе с письмом, в котором просила об аудиенции. Ей верилось, что сила ее убеждения, покорявшая многих, может повлиять и на императора. Но книгу правитель сжег, а просьбу проигнорировал, видимо боялся проиграть в остроте ума знаменитой мадам де Сталь. Вместо встречи Наполеон велел ей оставаться в Коппэ, где окружил ее шпионами.

В 1812 году преследование швейцарских властей, действовавших в угоду Наполеону, заставили писательницу бежать из Коппэ, и женщина через Австрию отправилась в Россию, где ей оказали самое широкое гостеприимство. Владимир Боровиковский пишет ее портрет, Константин Батюшков охарактеризует де Сталь: «…Дурна как черт и умна как ангел». Свои впечатления в России писательница описала во второй части своей книги «Dix années d’Exil».

Из России де Сталь уехала в Англию и оставалась там до тех пор, пока Наполеон не был разбит и заключен на острове Эльбе. Только после этого вернулась в Париж после десятилетнего изгнания. Последние годы жизни посветила труду о Французской революции и ее последствиях.

Анна-Луиза Жермена де Сталь скончалась 14 июля 1817 года от паралича в Париже.