XVII век — самый богатый сказаниями иностранцев. Повествование о Смутном времени и предшествовавших ему событиях, кроме записок Горсея, находим в описании
посольства Льва Сапеги, в прекрасной книге Жака Маржерета, в важном сочинении
Конрада Буссова, в описании пребывания в Москве датского принца Иоганна, в дневнике польских послов Н. Олесницкого и А. Гонсевского, в так называемом
дневнике Марины, в замечательной книге гарлемского географа Исаака Массы.
Большой интерес представляют воспоминания и дневники поляков, находившихся в Смутное время в России — дневник Бельского, дневник осады Смоленска, дневник Сапеги,
осаждавшего Троице-Сергиевскую лавру (1608-1610), дневник Маскевича и др. Главным источником для описания действий поляков в Смутное время служат записки
талантливого и умного гетмана Станислава Жолкевского. Много сведений, особенно о третьем самозванце, находим в сказании Петра Петрея.
Вообще, о данным историков, западноевропейцами-современниками о русской Смуте было написано более 50 сочинений. Большая часть авторов сами побывали в
России, что придает созданным ими источникам особую ценность. Россия начала XVII в. уже не являлась для «немцев» терра инкогнита, как это было столетием ранее.
Ослабление, а затем и обрушение центральной власти сняло на время препятствия для прямых контактов иноземцев с местным населением России. Сказания иноземцев
Смутного времени по-прежнему содержат немало фактов, о которых молчат отечественные источники.
Для конца Смуты очень важны: английский план завоевания России; сочинения о России шведского эмиссара в России Петра Петрея (1570- 1622): краткую «Достоверную
и правдивую Реляцию о некоторых событиях, которые в истекшие годы произошли в Великом княжестве Московии…», изданную на шведском языке в Стокгольме в 1608 г.
и в 1777 г. в немецком переводе Шмидта-Физельдека, который вместо Петрея назвал автором некого купца Петера Патерсона Упсальском, «Историю о великом княжестве
Московском, происхождении великих русских князей, недавних смутах, произведенных там тремя Лжедмитриями, и о московских законах, нравах, правлении, вере и
обрядах», изданную на латыни в 1615 и на немецком – в 1620 г.
Мартин Бер — выходец из г. Нойштадт-на-Орле, лютеранский пастор и проповедник.
В 1601 году был приглашен московской лютеранской общиной. Прибывший с ним вместе старший пастор Вальдемар Гуллеман в 1605 году поставил его в пасторы.
Служил в лютеранской церкви святого Михаила в Немецкой слободе.
9 мая 1606 года, с дозволения Лжедмитрия I, произнес в Кремле проповедь для служивших при царской особе лютеран, что ранее дозволялось только в Немецкой
слободе.
По восшествии Шуйского на престол, он убрался из Москвы, где злоба народная преследовала всех вообще иноземцев, и с семейством своим удалился в город
Козельск; там он мирно жил среди своей паствы, но недолго: по наветам злых людей, Тушинский Вор приказал привести его в Калугу и со многими Немцами утопить
в Оке.
К счастью бедных Немцев, вступилась за них Марина: убежденная слезами своих фрейлин, Немок, духовных дщерей оклеветанного пастора, она, с опасностью
собственной жизни, смягчила кровожадного Самозванца. В надежде на покровительство Марины, Бер переселился из Козельска в Калугу. Когда же Вор Тушинский кончил
бедственную для России жизнь от руки Татарина Уруса, и на Русский престол избран был Владислав, он снова пришел в Москву к друзьям своим Полякам, и там видел
страшное кровопролитие, вызвавшее Минина и Пожарского к мести, к спасению отечества.
Внимательный свидетель любопытнейшей эпохи нашего отечества, очевидец происшествий, почти невероятных, Бер решился передать воспоминание о них потомству,
и в 1612 году написал Летопись Московскую. Она заключает в себе известия о важнейших событиях нашей истории с 1584 года по 1612, т. е. со времени восшествия
на престол Феодора Иоанновича до разорения Москвы Поляками.
Большую часть происшествий сего времени Бер видел собственными глазами, или слышал от лиц достоверных: довольно припомнить, что он беседовал с Басмановым,
с Маржеретом, знал лично обоих Лжедимитриев, Марину, пана Сaпегу, одним словом знал всех людей, исключая разве Сигизмунда, которые играли столь важную ролю в
нашем отечестве в начале XVII века.
С 1611 года — в Риге, где 7 месяцев служил полковым пастором в Дюнамунде, после чего долго служил в Нарве, в церкви св. Иоанна, где в 1615 году присутствовал
на судебном процессе над ведьмой, кончившемся казнью подсудимой через сожжение.
Конрад Буссов, уроженец Люнебургского княжества в Германии, наемник-ландскнехт, был заброшен судьбой в Россию в 1601 году и провел в Московской державе
долгих одиннадцать лет. Несправедливо было бы назвать Буссова очевидцем событий Смуты: он оказался одним из деятельнейших ее участников, сначала в роли
платного агента Бориса Годунова на шведской стороне русско-шведской границы, затем — как военный наемник на службе у царя Бориса, житель Немецкой слободы.
Буссов с энтузиазмом встретил успехи первого Самозванца и начал служить ему, но вскоре пострадал при воцарении Шуйского, перебежал под знамена Болотникова и
дрался на стороне калужских «сидельцев».
После поражения Болотникова Буссов остается в Калуге, где кипит борьба за политическое наследство второго Самозванца: казаки Заруцкого готовы сложить
головы за «царицу» Марину Мнишек и ее новорожденного сына «царевича» Ивана, а тушинские бояре надеются еще посидеть в Думе, «уставив бороды» и сдвинув на
умные лбы богатые шапки.
Внимательно оглядевшись, Буссов оставляет это царство политических грез и через Москву отправляется в лагерь польского короля Сигизмунда под Смоленск.
Осенью 1611 года ландскнехт Буссов окончательно покидает Московию и в течение нескольких месяцев живет в Риге, где вместе со своим молодым зятем,
лютеранским пастором Мартином Бером, приводит в порядок походный дневник. 1 марта 1612 года вчерашний наемник ставит точку под обширной реляцией «Смутное
состояние Московского государства».
Автор, не сумевший шпагой пленить богиню удачи, предполагал теперь прославиться на литературном поприще — в интернациональном государстве ученых-подвижников
и ловких авантюристов. Однако швед Петрей, побывавший в России в 1601 - 1605 годах, не только сумел раздобыть рукопись труда Буссова и включить ее в свою
«Историю о великом князе Московском», но и огласил подробности тайной службы Буссова Борису Годунову в ущерб интересам Швеции, чем запятнал репутацию
писателя-ландскнехта.
До самой смерти в 1617 году Буссову не удалось увидеть свою книгу напечатанной. Не повезло и Мартину Беру, пытавшемуся наскоро исправить рукопись своего
тестя и опубликовать ее под собственным именем.
Известия Буссова насыщены сведениями, полученными им от многочисленных русских собеседников, и примечательны массой деталей, отсутствующих в других
источниках.
Буссов считал главными героями Смуты немцев, немецких наемников. Цель приезжего немца — обогащение, и социальные бури начала XVII столетия увлекают его
лишь как возможность разжиться добычей, поэтому Буссов не замечает брожения низов, смотрит поверх голов простого люда.
В его «Хронике» действуют благородные герои, рыцари и монархи. Настроения бродячего табора профессиональных военных, к которому принадлежал Буссов,
прекрасно передал его зять Мартин Бер, записавший в альбом путешественнику Адаму Олеарию латинскую фразу: «Omne solum for-ti patria est, ut piscibus aequor»,
что означает: «Смелому всякая земля — отечество, как рыбам море».
В ноябре 1613 года Буссов клялся герцогу Фридриху-Ульриху Браунгшвейскому в том, что «Московская хроника» излагает события «истинно... одно за другим» и
что «никакой лжи, никакого обмана сюда не примешалось». Автор слишком снисходителен к своему труду, однако нельзя не признать, что «Хроника» Буссова — наиболее
достоверное из всех иностранных сочинений о Смуте начала XVII столетия.
О голландце Элиасе Геркмане имеется немного сведений, хотя он получил известность как незаурядный поэт после издания поэмы “Похвала мореплаванию” (Herckmans
Elias. Die Zee-Vaert Lot. Amsterdam, 1634.). Это пространное дидактическое сочинение в шести книгах говорит о классическом образовании и обширных исторических
познаниях автора. Тем примечательнее кажется рассказ Геркмана о Лжедмитрии, которого он не считает самозванцем.
Он повествует о событиях Смуты в Московии, несомненно опираясь на свидетельства очевидцев. Доказательством этому служат, например, приведенные в тексте без
особых искажений русские слова.
Сочинение Элиаса Геркмана было издано в русском переводе только один раз и в целом мало исследовано (Первый раз “Историческое повествование” Э Геркмана издано по
амстердамскому автографу 1625 г. Р. Минцловым на голландском языке в “Rerum Russicarum Scriptores Exteri” (Сказания иностранных писателей о России, изданные
Археографическою комиссиею. Т. 2: Известия голландцев Исаака Массы и Ильи Геркманна. СПб., 1868. С. 129-176). На с. IX данного издания указано, что “для удобства
читателей присоединен к голландскому тексту русский перевод, исполненный членом [Археографической] комиссии К. Бестужевым-Рюминым”, и указатели. Однако перевод был
издан отдельно только через шесть лет: “Сказания Массы и Геркмана о Смутном времени” (СПб., 1874)).
Станислав Жолкевский — польский полководец начала XVII века, польный и великий гетман и канцлер великий коронный. Победитель русского войска при Клушине.
Основатель города Жолква и Креховского монастыря.
Родился в 1547 или 1550 году в селе Туринка, близ Львова. Сын каштеляна галицкого и воеводы русского Станислава Жолкевского и Софьи Липской.
Отличившись уже во время войн Стефана Батория, он, благодаря покровительству Яна Замойского, возвысился до сана коронного гетмана Речи Посполитой.
Усмирил казацкое восстание, вспыхнувшее на Украине под предводительством Северина Наливайко и Григория Лободы; участвовал в войне со шведами в Лифляндии.
Во время рокоша Зебжидовского (бунта шляхты против короля Сигизмунда ІІІ Вазы) Жолкевский, хотя и нелюбимый королём и сам не расположенный к нему, встал на
его сторону и в 1607 году в битве под Гузовым наголову разбил рокошан.
Тем не менее, король относился к нему подозрительно и враждебно; только война с Русским государством заставила Сигизмунда вновь обратиться к Жолкевскому.
Сам Жолкевский был против этой войны, считая, что она не соответствует интересам Речи Посполитой, но принял в ней участие, после того как его миролюбивые
доклады королю не имели успеха.
Разбив в 1610 году при Клушине войска князя Дмитрия Шуйского, он подступил к Москве, где в это время был свергнут царь Василий ІV Шуйский. После переговоров
с боярами, результатом которых стало избрание на московский престол королевича Владислава, польское войско было впущено в Москву.
Получив известие, что Сигизмунд ІІІ хочет сам быть русским царём, Жолкевский понял, что у поляков весьма незначительные шансы в Москве, и уехал из русской
столицы, сдав начальство над войском Гонсевскому; при отъезде он захватил с собой Василия Шуйского и его братьев.
За поход на Москву Жолкевский получил в 1613 году сан великого гетмана коронного, а через несколько лет был назначен и великим канцлером коронным. Последние
годы своей жизни он провёл, защищая южные границы Речи Посполитой от татарских и турецких нападений и погиб 7 октября 1620 году в неудачной для коронного войска
битве с турками под Цецорой.
Жак Маржерет — французский профессиональный солдат (наёмник в звании капитана); участник войн Лиги на стороне Генриха IV; с 1600 года на русской службе;
автор ценного литературного источника о Русском государстве начала XVII века.
О Ж. Маржерете сведения довольно скудны. Его биография до приезда в Россию в 1600 г. практически неизвестна. Известные биографические данные характеризуют
Маржерета как неутомимого искателя приключений и авантюриста.
Маржерет родился в 50-х или начале 60-х гг. XVI в. в городке Оксон во Франции (Бургундия), будучи молодым человеком, принимал участие в религиозных войнах
на юге Франции на стороне короля-гугенота Генриха IV, в ходе которых прославился как храбрый солдат.
В начале 90-х годов Маржерет уехал на Балканы, где в качестве наемника-офицера воевал против турок в войсках германского императора, трансильванского князя
и польского короля. Согласно документам, в 1600 г. Маржерет прибыл на царскую службу по приглашению русского посланника Афанасия Власьева из Германии. Русское
правительство хорошо его приняло и. наряду с другими приезжими иностранцами, «учинило ему поместный и денежный оклад».
В Москве капитан командовал пехотной ротой, принимал участие в борьбе против Лжедмитрия (отличился в битве при Добрыничах), а с приходом Лжедмитрия в Москву
стал начальником одного из отрядов гвардии.
После попытки убийства Лжедмитрия в январе 1606 г. последний не рассчитывает более на верность стрельцов и создает отряды телохранителей из иноземных
наемников, один из отрядов возглавил Маржерет.
В своем сочинении Маржерет свидетельствует, что он был приближен к Лжедмитрию и пользовался большим его доверием. Во время восстания против Лжедмитрия
Маржерет был болен и не принимал участия в защите своего благодетеля.
После гибели Лжедмитрия Маржерет вместе с другими наемниками служил около четырех месяцев в войсках Василия Шуйского. В сентябре 1606 г. уехал через
Архангельск во Францию, т.к. началось восстание Болотникова. Маржерет был отпущен по собственной просьбе Шуйским, пожалованный «царским жалованьем»; ему
разрешили вывезти все нажитое в России имущество.
По прибытии на родину Маржерет был принят королем, тогда же, в 1607 г., и опубликовал свои «Записки», которые имели огромный успех во Франции. Но вскоре
Маржерет снова покидает Францию и возвращается в Россию, где поступает на службу к Лжедмитрию II, а затем переходит к польскому гетману Жолкевскому. Маржерет
принимал участие в Клушинской битве (1610), а в марте 1611 г. в поджоге и уничтожении Москвы. Осенью 1611 г. капитан уехал в Польшу, а затем через Гамбург и
Англию во Францию.
В голове Маржерета созрел новый проект захвата русского Севера и передачи его под протекторат Британской короне. С этой целью он отправляется снова в Россию
и с группой английских офицеров пытается поступить в 1612 г. на русскую службу. В ответ на свое предложение англичане получили вежливый, но твердый отказ:
русские прекрасно знали все «деяния» Маржерета, о коих и упоминает грамота князя Пожарского английским офицерам: предательство Маржерета, борьба на стороне
поляков, грабежи и убийства мирного населения, мародерство и воровство — Маржерет участвовал в разграблении сокровищ из царской казны, находившейся в Кремле.
В грамоте выражено недоумение, как английские офицеры могли связаться с таким человеком, и запрет Маржерету находиться отныне на территории России.
Действительно, с 1612 г. капитан Маржерет более не был в России — он скитался по Польше и Германии до самой своей смерти в начале 20-х годов. Об этом периоде
жизни Маржерета известно крайне мало. В 10-х и 20-х годах он исполнял роль мелкого фактора по торговле мехами (русскими) и был французским политическим
агентом в ведомстве, которое опекал кардинал Ришелье.
Бочкарев Н.В._Московское государство 15-17 вв по сказаниям современников иностранцев
Маскевич Самуил - участник Речи Посполитой интервенции начала XVII века в Россию, мемуарист, поручик польской службы (1610 год).
Происходил из шляхты, исповедовавшей кальвинизм. В составе гусарской хоругви князя Я. Порыцкого участвовал:
- во вторжении польско-литовских войск в Россию в сентябре 1609 года,
- осаде Смоленска осенью 1609 года - весной 1610 года,
- взятии Рославля в мае 1610 года,
- Клушинском сражении 1610 года,
- подавлении восстания москвичей 19(29)-20(30).03.1611 года,
- до апреля 1612 года служил в польско-литовском гарнизоне в Москве.
Автор записок главным образом об этих событиях, работал над ними в 1625-1640 годах (опубликованы на польском языке частично Ю. У. Немцевичем в 1822 году,
полностью в книге: «Pamiętniki Samuela i Bogusł awa Kazimierza Maskiewicz ́ow», 1961 год, на русском языке - Н. Г. Устряловым под названием «Дневник. 1594-1621»
в книге: «Сказания современников о Дмитрии Самозванце», 1834 год, часть 5; 3-е издание, 1859 год, часть 2).
При написании «Дневника…» (события 1594-1603 годов описаны кратко, начиная с 1605 года - подробно и эмоционально) Маскевич использовал дневниковые записи,
благодаря которым сохранил большой фактический материал.
Подробно рассказал об осаде Смоленска королевским войском и обороне города под руководством М. Б. Шеина, жизни польско-литовского гарнизона в Москве,
быте горожан. Был поражён «великой трезвостью», которую требовали власти от москвичей, искусством русских ремесленников, чьи вещи «не уступят настоящим турецким»,
трактовкой москвичами польской воли как «своеволия», когда «сильный грабит слабого», и др.
«Дневник…» - один из авторитетных источников по истории Смутного времени, в нём сочетаются наблюдения Маскевича с их позднейшим осмыслением.
Исаак Масса — голландский купец, путешественник и дипломат. Посланник Генеральных штатов к Русскому государству, немало способствовавший процветанию
торговли между двумя странами. Автор мемуаров, описывающих события Смутного времени, свидетелем которого он был, находясь в Москве в 1601-1609 гг., и
карт Восточной Европы и Сибири. Опыт Массы и его знание Московского государства сделали голландца одним из видных «кремленологов» своего времени.
Сын небогатого торговца сукном. В 1601 году направлен им в Москву учеником-приказчиком к нидерландскому торговцу дорогими тканями. Быстро освоил
русский язык.
Около 1607-1608 годов, видимо, стал самостоятельно заниматься торговлей, разбогател.
В 1608-1609 годах жил в Вологде, затем вернулся на родину.
Торговлю в Русском государстве возобновил в 1613 году (утверждение о его пребывании в Архангельске с навигации 1612 года ошибочно), в 1619 году во время
большого пожара в Архангельске сгорели все его товары, Масса на время уехал на родину.
Одновременно с предпринимательской деятельностью Масса с 1614 года по поручению своего правительства представлял торговые интересы нидерландских купцов.
В 1615 году также сопровождал русских послов в Нидерланды и в поездке к французскому королю Людовику XIII в Бордо.
В 1615 году и 1616-1617 годах обсуждал с русскими дипломатами возможность оказания Нидерландами денежной и военной помощи Русскому государству для
борьбы с Речью Посполитой (в 1618 году Масса совместно с русским послом И. И. Баклановским добился отправки в Россию сравнительно небольшой партии оружия),
а также вопрос о разрешении для нидерландских купцов вести свободную транзитную торговлю с Персией через территорию Русского государства.
За труды по налаживанию русско-нидерландских отношений в 1616 году награжден Генеральными штатами Нидерландов золотой медалью (вскоре подарил её дьяку
Посольского приказа С. Романчукову, с которым, вероятно, они обменивались информацией).
Отвозил послание царя Михаила Фёдоровича Генеральным штатам и штатгальтеру и их официальные ответные грамоты царю (1617-1618 годы).
В 1624 году получил разрешение для нидерландских купцов осуществить в России закупку одной и заметно урезанной по сравнению с запрашиваемой партии зерна,
подорожавшего в Западной Европе в несколько раз.
Сохранилось несколько десятков отчётов, записок, проектов, писем Масса, направленных в 1610-1630-х годах властям Нидерландов, Русского государства и
Швеции (частично опубликованы в журнале «Вестник Европы», 1868 год, № 1, 8). Он переводил и распространял при царском дворе, среди русских и персидских
купцов «летучие листы» (листовки) о военных успехах принца Оранского Морица Нассауского в войне Нидерландов с Испанией за независимость (по своим взглядам
Масса был яростным антипапистом).
Снабжал подьячих Посольского приказа сведениями, почерпнутыми у иностранных купцов и наёмников, из писем из-за рубежа и др.
Возможно, поставлял секретную информацию шведскому правительству (в 1625 году получил потомственное дворянство и герб от короля Густава II Адольфа).
Регулярно писал царю Михаилу Фёдоровичу о европейских делах. Письма Масса содержали, в частности, резкую критику в адрес купцов-конкурентов и представителей
государственной власти Нидерландов, в 1628 году враги Масса с помощью подкупленных московских дьяков сняли копии с писем 1626 года и представили их
Генеральным штатам; они были признаны «вредными для государства», а Масса запрещена любая деятельность от имени государства.
Вновь он посещал Москву в 1629 году, сопровождая шведского посланника А. Мониера, а также в 1634 году (за отчёт об этой поездке, представленный
Государственному совету Швеции, ему было выдано вознаграждение и назначено ежегодное жалованье).
В 1612 году Масса в сборнике нидерландского географа Г. Герритса опубликовал две статьи о путях в Сибирь и её народах с приложением карты Русского Севера.
Составил карты России и отдельно её северной, южной и северо-западной частей, план Москвы в 2 видах.
Автор одного из лучших описаний Смутного времени - «Краткое повествование о начале и происхождении современных войн и смут в Московии…» [впервые
опубликовано М. А. Оболенским и А. ван дер Линде в Бельгии в 1866 году на нидерландском и французском языках; в России - первоначально на нидерландском
языке (1868 год), на русском языке - «Сказания Массы и Геркмана о Смутном времени в России» (1874 год), в новом переводе А. А. Морозова - «Краткое известие
о Московии в начале XVII века» (1937 год), переиздано в книге «О начале войн и смут в Московии» (1997 год); издавалось также в Канаде (1982 год).
Мархоцкий Николай - участник событий Смутного времени и Речи Посполитой интервенции начала XVII века в Россию, мемуарист, ротмистр польской службы (1607 год).
Происходил из шляхты. Вместе с братом участвовал в подавлении мятежа М. Зебжидовского (1606-1607 годы), поднятого против польского короля Сигизмунда III.
Весной 1608 года вместе с князем Р. Ружинским поступил на службу к Лжедмитрию II. Участвовал в Болховском и Ходынском сражениях 1608 года, в осаде тушинцами
Москвы (сентябрь 1608 года - начало 1610 года).
Осенью 1609 года ездил под Смоленск послом от наёмного войска Лжедмитрия II с просьбой к Сигизмунду III покинуть Русское государство.
В феврале 1610 года с небольшим отрядом направлен Ружинским в Дмитров на помощь Я. П. Сапеге.
Весной 1610 года в качестве ротмистра полка А. Зборовского вернулся на службу к польскому королю.
В Клушинском сражении 1610 года командовал 312 конниками.
В октябре 1610 года - 1611/1612 году служил в польско-литовском гарнизоне в Москве; его посол на сейме 1611 года. Староста города Чхув (с 1613 года).
Автор сочинения о Смутном времени «История Московской войны (1602-1612 годы)», написанного, по-видимому, между 1625 и 1636 годами на основе личных воспоминаний
(опубликовано на польском язяке - «Historya wojny moskiewskiej», 1841 год, последнее издание в книге «Moskwa w rękach polaków: pamiętniki dowódców i oficerów
garnizonu polskiego w Moskwie w latach 1610-1612», 1995 год; на русском языке - впервые в 2000 году).
Хотя Мархоцкий датировал только самые важные сражения, волнения в Тушинском лагере 10(20).03.1610 года, взятие Смоленска 03(13).06.1611 года, он довольно точно
и подробно описал события Смутного времени (начиная с 1607 года): движение Лжедмитрия II, сражения польско-литовских отрядов с царскими войсками и Первым
ополчением 1611 года, деятельность А. К. Гонсевского, который, в частности, по свидетельству Мархоцкого, написал от имени П. П. Ляпунова подложную грамоту к
командованию польско-литовского гарнизона и распространил её среди казаков, чем способствовал убийству Ляпунова, и др.
Петр Петрей де Ерлезунда родился в 1570 г. в Упсале в семье ректора соборной школы (затем епископа Вэстероса и Линчепинга) Петра Бенедикта Петрея,
происходившего из шведского дворянского рода.
Петр Петрей окончил Высшую школу короля Юхана III и поступил в Магдебургский университет. Сначала его заинтересовала наука, он публиковал работы
по математике и теологии. Однако затем увлекся разгульной студенческой жизнью, дрался на дуэлях, не стеснял себя в средствах... В результате оказался
в долговой тюрьме и в 1593 г. был исключен из университета. По возвращении в Швецию он поступил в канцелярию герцога Карла Финляндского, ставшего
в 1604 г. королем.
В 1601 г. Петрей был послан в Россию, где провел около четырех лет, собирая разнообразную информацию о стране и об отношении русского правительства
к соседней Швеции. Вероятно, эту деятельность Петрей прикрывал врачебной практикой. Он регулярно посылал Карлу IX донесения, которые, каким-то образом,
смог использовать в своем сочинении “История моего времени” Жак Огюст де Ту (1533-1617). По возвращении в Швецию Петрей также обратился к своим
донесениям и в ноябре 1608 г. на их основе опубликовал сочинение “Достоверная и правдивая реляция”, описывающее события в России со времен Ивана
Грозного до воцарения Василия Шуйского.
Эта книга Петрея, в отличие от его “Истории о великом княжестве Московском...”, содержит описание только тех событий, которые автор видел или о
которых слышал от очевидцев, что сближает ее с сочинениями Массы, Буссова, Маржерета, Жолкевского, “Марины Мнишек” и др. Круг своих информаторов
Петрей, так же как и Масса, называет сам. Это князь В. И. Шуйский, царица Марфа Нагая, окружение Лжедмитрия I, москвичи различных сословий, жители
Немецкой слободы. Можно назвать и некоторых иностранцев, предоставлявших Петрею сведения для донесений. Вероятно, это были врач Каспар Фидлер, пастор
Мартин Бэр и ландскнехт Конрад Буссов, автор “Московской хроники. 1584-1613”. Возможно, с Буссовым Петрея связывали особые отношения. Петрей знал, и
впоследствии написал об этом в “Истории...”, что Буссов был причастен к измене шведскому королю и переходу в Россию нарвских немцев. В последствии
Петрею удалось завладеть рукописью “Московской хроники” Буссова и активно ее использовать Наконец, информатором Петрея мог быть тот же Исаак Масса,
который сам упоминает в “Кратком известии ”, что сообщал сведения шведам.
Итак, литературные занятия Петрей совмещал с усердной службой королю. В 1607 и 1608 гг. он снова в России в качестве посланника с предложением
военного союза и помощи Василию Шуйскому. После заключения такого договора Петрей в 1609-1610 гг. находился в составе корпуса Я. П. Делагарди.
После России он был послан в Данию, в 1611 г — в Нарву, где собирал сведения о Лжедмитрии III. В 1612 и 1613 гг. он снова в России, в Новгороде,
а в 1615 г опять направляется в Данию — для сбора информации о Польше и закупки оружия и пороха. В том же году Петр Петрей печатает в Стокгольме
сочинение “Regni Muscowitici Sciogrraphia and Een wiss och egentelich Beskriffing om Rysland” (“История о великом княжестве Московском, происхождении
великих русских князей, недавних смутах, произведенных там тремя Лжедимитриями, и о московских законах, нравах, правлении, вере и обрядах”).
В 1617 г он принимает участие в составлении Столбовского договора, текстом которого завершил второе издание своего труда — на этот раз в собственном
переводе на немецкий язык в Лейпциге в 1620 г. Умер Петр Петрей 28 октября 1622 г в Стокгольме, как предполагают историки, от чумы.
“История о великом княжестве Московском ” получила довольно широкую известность в Европе тех времен Петрея критиковал за выпады против России
известный славянский просветитель Юрий Крыжанич. По-видимому, знал это сочинение и другой известный писатель XVII века — подьячий Григорий Карпович
Котошихин, в 1664 г. бежавший в Швецию и составивший, по заказу шведского правительства, сочинение “О России в царствование Алексея Михайловича”
В России труд Петрея был издан сначала на немецком языке в серии “Rerum rossicarum scriptores exteri”. V. 1 St-Petersburg, 1851 (Сказания
иностранцев о России. Т. 1). Единственный русский перевод был осуществлен А. Н. Шемякиным и увидел свет в 1867 г. В нашем веке изучением этого
сочинения занимались Ю. А. Лимонов и М. А. Алпатов.
Сочинение Петрея примечательно не только тем, что его автор был свидетелем и участником событий. В отличие от других иностранцев Петрей стремился
дать очерк русской истории со времен Рюрика до царя Михаила Федоровича и был убежден, что это ему удалось. Круг письменных источников Петрея
установил Ю. А. Лимонов.
Автор заимствовал большинство историко-географических сведений у С. Герберштейна, использовав также труды М. Меховского, М. Стрыйковского, М.
Бельского, А. Гваньини. По эпохе опричнины Петрей опирался, прежде всего, на П. Одерборна. Как уже говорилось, Петрей использовал рукопись К.
Буссова “Московская хроника”, которую, по словам Н. Г. Устрялова, “переписал почти целиком, с немногими выпусками и дополнениями”. Более того, он
скомпрометировал Буссова как изменника шведской короне, чем лишил его возможности публиковаться в Прибалтике и дружественных с Швецией германских
княжествах. Использовал Петрей и дипломатические материалы, которые были в его руках (присяга Таубе и Крузе, Столбовский договор), и, возможно,
русские летописи. В то же время необыкновенно важны оригинальные сведения автора о событиях Смуты, особенно об обстоятельствах шведской интервенции
на севере России, поскольку Петрей сочетал информированность военного агента с проницательностью трезвого политика. Для описания событий до 1608 г.
он и спользовал собственную “Реляцию”, правда, как установил Ю. А. Лимонов, некоторые сведения в ней исказил против первоначального смысла.
Многочисленные ошибки и искажения Петрея требуют особого рассмотрения. Немало сведений Герберштейна переданы им неверно (например, Петрей упрямо
называет древлян печенегами, путает имена и происхождение большинства русских князей и т. д.) Все это, ложась на уже традиционные для сказаний
иностранцев о России мифологические сюжеты и представления (о возникновении Холопьего городка, Золотой бабе, “баранце” и др.), создает ощущение
страшной путаницы. Но если ошибки и искажения при использовании иноязычных источников и сочинений других авторов вполне естественны для иностранца-
историка России той эпохи, то второй уровень дезинформации — специфическое свойство нашего автора, а также определенной категории сочинителей,
писавших по чьему-либо заказу.
Петр Петрей выступает, прежде всего, как апологет шведской интервенции. Это определяет многие его суждения о русской истории. Например, он охотно
подхватывает известие о приходе “из-за моря” Рюрика, Трувора и Синеуса и называет их шведами, стремясь обосновать права герцога Карла-Филиппа на
русский трон. “Прошведская” оценка преобладает у Петрея в описании событий Ливонской войны и особенно при изложении перипетий Смутного времени.
Описание “московских законов, нравов, правления и обрядов” подчинено у Петрея той же цели. От Петрея мы узнаем, что русские в жестокости превосходят
все варварские народы и знаменитых тиранов древности. В последнем разделе книги антипатия автора усугубляется фактическими ошибками.
Сочинение Петрея можно отнести к тем трудам, которые создавали отрицательный образ России у западноевропейцев. Ярким примером подобного сочинения
является трактат “О государстве Русском” англичанина Д. Флетчера (1591). Он содержал столь злую характеристику России, что был запрещен к печати в
Англии, так как мог сильно навредить русско-английским взаимоотношениям. Но и недоброжелательность автора, по прошествии веков, становится достоянием
истории, а само сочинение представляет интерес для изучения политической мысли средневековой Европы. Мифологемы, ошибки и тенденциозность Петрея не
умаляют важности его произведения как памятника историографии, публицистики и литературы.
Шокарев С. Из книги «О начале войн и смут в Московии» М. Фонд Сергея Дубова. 1997
Ян Пётр Сапега — государственный и военный деятель Великого княжества Литовского, шляхтич из рода Сапег. Староста усвятский с 1600 года, ротмистр королевский
с 1605 года. Активный сторонник Лжедмитрия II.
Ян Сапега, представитель черейско-ружанской линии рода Сапег герба «Лис», родился в 1569-ом году в семье Павла Сапеги и Анны Ходкевич, приходился двоюродным
братом канцлеру ВКЛ Льву Сапеге. По одним данным Ян Сапега родился в Могилеве,
по другим в Быхове.
Будучи членом одного из самых могущественных магнатских родов в Литве, он получил соответствующее образование. До 1587 года Ян Сапега учился в Виленской академии,
затем продолжил учебу в Падуанском университете. Выбор был сделан в пользу военной профессии.
Первый боевой опыт Ян Петр Сапега получил в 1595-ом году в боях с крымскими татарами и валахами во время молдавских войн. Затем принял участие в войне Речи
Посполитой со шведским королевством. И 7 января 1601 года победил в знаменитой битве под Венденом. Через полгода он чуть не погиб в битве под Кокенгаузеном.
А через два года участвовал в разгроме шведов под Раквере (Эстония) и во взятии Дерпта (сегодня Тарту, Эстония). Во время битвы под Кирхгольмом командовал правым
крылом Яна Карла Ходкевича, гусарскими и пятигорскими хоругвями, которыми и ударил по выманенным со своих позиций шведским рейтарам. Сумел выстоять против флангового
удара шведских всадников, направленных Карлом IX из последнего своего резерва. И именно благодаря стойкости воинов Сапеги, у Яна Ходкевича появилась возможность
отправить в обход врага одно из своих военных подразделений, которое и ударило по по оголенному флангу шведов. За свои военные заслуги Ян Петр Сапега в 1606-ом
году от короля Речи Посполитой получил во владение город Усвят.
Сапега был также участником Брестской конфедерации, которая образовалась из-за долгов по обещанному жалованию армии. Летом 1607-го года, во время восстания
против короля Речи Посполитой Сигизмунда III, возглавляемого шляхтичем Зебжидовским, стал на сторону короны.Командуя гусарской и казацкой хоругвью, принял
участие в разгроме восставших в битве под Гузовым.
Получив одобрение своего двоюродного брата канцлера ВКЛ Льва Сапеги и
против воли короля Речи Посполитой, Ян Петр Сапега предложил свою помощь
Лжедмитрию II в овладении Московским троном. Собрав хорошо подготовленное двухтысячное войско в июле 1608-го года, он перешел литовского-московскую
границу.
Взяв Вязьму, встретив Марину Мнишек с ее отцом, Ян Петр Сапега торжественно ввел их в Тушино к Лжедмитрию II. В октябре 1608-го года разбил тридцатитысячное
войско Ивана Шуйского под Рохмановым, численность врага при этом в два раза была больше. Во время этой битвы, после двух неудачных атак, Сапега был ранен пулей
в голову, однако со словами: «Отечество далеко. Спасение и гордость - впереди, а за спиною - стыд и погибель», - снова повел вперед свои войска. Войска Шуйского
не выдержал этого натиска и побежали.
16 месяцев он держал в осаде Троица-Сергиев монастырь. Подчинил Замоскворецкий край. В феврале 1610-го года взял Дмитров. Через месяц потерпел поражение от
московского-шведского войска под командованием Скопина-Шуйского. Однако это поражение не помешало ему летом 1610 года идти на Москву, его же воины объявили Сапегу
своим гетманом. По прибытии в Москву, где уже установилась семибоярщина, он вел переговоры о передачи власти Лжедмитрию II.
Летом 1611-го года Сапега продолжил военные действия и занял Александрову Слободу, затем обложил Переславль-Залесский и штурмом взял Белый город в Москве. Эта
была его последняя победа.
Ян Петр Сапега умер 14 сентября 1611 года от болезни в Кремле. Его похоронили в Лепунах Гродненского павета (сегодня Лепонис, Литовская республика). От своей
жены Софии Вейхер имел дочь Сюзанну Софию и сыновей Андрея Станислава, Яна, Флориана, Павла Яна – будущего великого гетмана ВКЛ. После себя оставил дневник,
который вел во время своего похода на Москву, сейчас документ находится в государственном архиве Швеции в Стокгольме.
Шаум Матвей, уроженец Германии, в течение нескольких лет состоял на службе в шведском войске под начальством "Фельдмаршала в России" Г. Эбергардта Горна. Шаум
участвовал в походах шведов на русских, был при взятии ими Новгорода и, по-видимому, вращался в кругу лиц, осведомленных о ходе военных и политических дел Швеции,
России и Польши. По поручению шведского правительства, им был написан трактат о "Русском войске". Сочинение это, предпринятое после совещания Горна с королем
Густавом-Адольфом, было вполне приготовлено к печати под заглавием: "Militia Rhutenica", но из-за путешествий и "других препятствий", виной которых был не Шаум,
обнародовано не было.
По увольнении из Швеции в 1613 г. Шаум путешествовал по Германии "даже до Франции" по своим личным делам и часто слыхал "странные и чисто негодные" суждения о
России и происходящих в ней войнах. Для "уведомления" об истинном положении дел в России, которым тогда интересовались в Европе, и по просьбе некоторых знаменитых
особ Шаум написал (оконч. 8-го апреля 1614 г.) книгу, озаглавленную: "Tragedia Demetrio-Moscovitica. Подлинная история чудных и достопамятных происшествий,
случившихся со Лжедмитрием, Великим Князем Московским, от начала до конца, также и о том, что между тем происходило в шведской армии при взятии Великого Новгорода.
Ради истины и ее любителей кратко сочиненная Матвеем Шаумом. Росток. Печатал Иоаким Фусс XDCXIV — 1614 г.". Книга посвящена королю шведскому Густаву-Адольфу,
с просьбой "уважить и милостиво принять предлагаемое сочинение не по малозначительности оного, но по надобности и ради материй и происшествий, в нем
содержащихся".
Ценность сочинения Шаума в том, что оно написано человеком, жившим долго в Швеции, знавшим ее дела, осведомленным в ее войне и договорах с русскими и
представившим ход истории России во время смуты с точки зрения врага папы и поляков. Подобно другим иностранцам, Шаум судит о России и ее обитателях по первому
впечатлению, не принимая во внимание истории страны, местных условий ее и обычаев народа. Картина жизни наших предков представлена им в мрачных красках и внушает
к ним отвращение.
Книга его переведена на русский язык по поручению гр. Н. П. Румянцева и поступила в Московский Главный Арх. Мин. Иностранных Дел. Была напечатана в 1847 г.
Иностранные сочинения и акты, относящиеся до России, собранные Кн. М. Оболенским, № 1 — Шаум, Москва, Университетская типография, 1847 г. Изд. Имп. Общ. Истории
и Древн. Российских; "Опись рукописей Румянцевского музея" А. Востокова, № CCCCLXIX, стр. 794.
Арсений Элассонский, в миру — Апостолис, архиепископ Суздальский и Тарусский.
Родился в январь 1550, с. Калориана (совр. Калогриана), близ Трикала(Фессалия, Греция).
Большая часть известных сведений о жизни Арсения Элассонского содержится в его трудах и греческом житии святителя, найденном в монастыре Сумела в Трапезунде.
Отец Арсения Феодор был священником, а мать Хрисанфи — сестра Ларисского митрополита Неофита, а также племянница святого Виссариона Ларисского. У Арсения было 4 старших брата — Иоасаф (епископ Стагонский), Марк
(епископ Димитриады), а также Афанасий и Пахомий (оба иеромонахи).
Примерно в 1560 году отец Арсения умер, и его воспитание легло на плечи старшего брата Иоасафа, который и дал младшему брату первое образование. В 1568-1572 годах Арсений учился в школе дидаскала Матфея.
В 1572 году Арсений стал монахом, а несколькими днями позже митрополит Иеремия возвел его в сан иеродиакона. После смерти старшего брата Иоасафа, Арсений жил в монастыре Дусику, где в 1579 году он стал иеромонахом.
В конце 1579 года был назначен священником Патриаршего храма Паммакаристос.
21 февраля 1584 года Арсений становится архиепископом Димоника и Элассона.
В 1585 году по наставлению Патриарха Феолипта II отправился с посольством в Москву, чтобы помянуть душу ушедшего из жизни царя Иоанна IV Васильевича Грозного. На обратном пути Арсений остановился во Львове, где остался,
возглавил в качестве ректора высшую братскую школу, в которой около двух лет преподавал греческий и церковнославянский языки, а также руководил написанием греко-славянской грамматики, напечатанной в 1591 г. под
названием «Адельфотес. Грамматіка доброглаголиваго еллинословенскаго языка. Совершеннаго искуства осми частей слова. Ко наказанїю многоименитому Російському роду».
В 1588 году Арсений Элассонский сопровождал патриарха Иеремию по пути в Москву, где они вместе вели переговоры о введении в России Патриаршества.
В 1589 году в Успенском соборе Арсений принял участие в избрании Патриарха всея Руси, в том числе и доставил акт избрания царю. Также участвовал при рукоположении святого митрополита Иова в Патриарха. Получив разрешение
от царя оставаться в Москве, Арсений поселился недалеко от царского дворца в Кремле.
В 1597 году Арсений стал архиепископом Архангельского собора в Московском Кремле. В 1599 году царь Борис Годунов пожаловал архиепископу Архангельскому земли в Боровском, Клинском и Московском уездах. Арсений на
получаемые с этих земель доходы построил несколько храмов в Москве, в том числе церковь во имя Чуда архистратига Михаила в московском Андрониковом монастыре. В течение последующих лет Арсений постоянно выделял средства
на строительства новых храмов и церквей в Подмосковье.
Автор записок «Описание путешествия в Московию» (1588-1589 гг.).
Во время смуты Арсений принимал участие почти во всех происходивших государственных переворотах. Он принимал участие в венчании Лжедмитрия I на царство, в том числе лично возложил на него шапку Мономаха. Также
архиепископ Архангельский принимал участие в короновании Марины Мнишек, жены царя-самозванца. Присутствовал при расправе с Лжедмитрием I и избрании нового царя — Василия Иоанновича Шуйского. При нём же появился и
Лжедмитрий II. Во время пожара в Кремле Арсений тоже пострадал, огонь добрался и до его дома.
В 1611 году Арсений возглавил московское православное духовенство, в качестве главы которого вел переговоры с королём Сигизмундом III.
В конце 1612 года, как считается, ему явился образ преподобного Сергия Радонежского, предсказавший конец российских бедствий в ближайшем времени. В конце года Арсений со всем московским духовенством встречал
русское войско.
А в мае 1613 года он встретил Михаила Феодоровича Романова с его матерью и сопроводил их до царских гробниц, где отслужил молебен. Его же подпись поставлена на грамоте об избрании нового царя Михаила Феодоровича, в
венчании которого Арсений также участвовал.
В 1613 году он стал архиепископом Тверским и Кашинским, с сохранением титула архиепископа Архангельского. Предположительно в 1615 году был назначен на Суздальскую кафедру, где получил титул архиепископа Суздальского и
Тарусского. После этого он был освобожден от служения в Архангельском соборе, поэтому титул архиепископа Архангельского потерял.
В 1620 году архиепископ Суздальский святитель участвовал в постановлении «О крещении латынь и о их ересех».
В 1625 году Арсений принимал участие в расследовании чудотворного воздействия Казанской иконы Божией Матери. В этом же году — 29 апреля— Арсений Элассонский скончался и был погребен в суздальском кафедральном
Богородице-Рождественском соборе.
В 1660 году над его могилой построили деревянную гробницу и написали его образ, в некоторых храмах начали появляться иконы с его ликом.
В 1668 году Суздальский архиепископ Стефан обрёл нетленные мощи Арсения Элассонского. В Кайдаловских святцах конца XVII века отмечены дни памяти святителя (29 апреля) и обретения его мощей (28 апреля). Канонизирован
в 1982 году с включением имени в Собор Владимирских святых.
22 февраля 2015 года состоялось перенесение мощей святителя Арсения Элассонского из Богородице-Рождественского собора в Успенскую церковь города Суздаля.