КИР-2016

Лаппо-Данилевский Александр Сергеевич

Лаппо-Данилевский Александр Сергеевич
Лаппо-Данилевский Александр Сергеевич
1863-1919

Лаппо-Данилевский Александр Сергеевич - русский историк, философ, социолог, один из основоположников методологии исторической науки в России.

Родился 15 (27) января 1863 г. в с. Удачное Гуляйпольской волости Верхнеднепровского уезда Екатеринославской губернии.

В 1882 г. Лаппо-Данилевский с золотой медалью окончил Симферопольскую гимназию и был принят на историко-филологический факультет Петербургского университета. После защиты магистерской диссертации «Организация прямого обложения в Московском государстве со времён смуты до эпохи преобразований» молодой исследователь был оставлен при кафедре русской истории в должности приват-доцента для продолжения научной и педагогической деятельности.

В университете Лаппо-Данилевский читал курсы по русской истории и историографии, а также проводил семинары по дипломатике частных актов, теоретическим проблемам исторического источниковедения, философским проблемам общественных наук: «Основные проблемы обществоведения», «Систематика социальных явлений разных порядков», «Практические занятия по теории эволюции в применении к обществоведению и истории», «Критический разбор главнейших учений о случайности».

В 1894 г. Лаппо-Данилевский был избран членом Археографической комиссии. Он уделял много внимания исследованию писцовых книг как исторических источников, а также занимался теоретической разработкой основ русской археографии.

В 1903 г. он возглавил секцию русской истории Исторического общества Петербургского университета. Три года спустя учёный начал чтение в Университете обязательного курса — «Методология истории». В 1905 г. историк стал ординарным академиком Академии наук.

Лаппо-Данилевский являлся создателем оригинальной концепции методологии истории — учения о методах, обеспечивающих строгую научность исторического знания. Сущность этой концепции состоит в своеобразной интерпретации объекта исторического познания и в построении целостной логической системы методов его познания. Методология истории трактовалась исследователем в широком смысле как методология гуманитарного знания.

В области исторических исследований Лаппо-Данилевский выделял два важнейших методологических уровня — источниковедение и историческое построение. В первом случае учёный-гуманитарий (не только историк), обращаясь к прошлому, «воссоздавал» источник в культурно-историческом контексте соответствующей эпохи. Во втором — решалась задача целостной реконструкции самой эпохи, о которой «рассказывал» источник.

Методология источниковедения занимала в культурологической концепции Лаппо-Данилевского особое место. Учёный рассматривал источниковедение в качестве самостоятельной научной дисциплины со своим предметом и методом. Определяя предмет источниковедения как исторический источник, историк исследовал методы его интерпретации. Определённое влияние на взгляды А. С. Лаппо-Данилевского оказали идеи позитивизма в социологии О. Конта. В начале XX столетия под влиянием работ немецкого философа и социолога Г. Риккерта он стал на позиции неокантианства и придерживался взгляда, что историческое исследование источника должно вестись методами психологического, индивидуализирующего истолкования. Учёный считал основным проникновение в психологию автора источника.

В 1916 г. Лаппо-Данилевский был единогласно избран президентом первого Русского социологического общества. В том же году историк стал почётным доктором права Кембриджского университета, а также являлся членом Международного союза академий, председателем отдела культурных связей Русско-Английского общества.

К Октябрьской революции 1917 отнёсся резко отрицательно, однако продолжал преподавать в университете и участвовал в подготовке реформы архивного дела. Александр Сергеевич был назначен председателем Союза российских архивных деятелей, являлся сторонником масштабного реформирования архивного дела.

В начале 1919 г. Александр Сергеевич Лаппо-Данилевский перенёс серьёзную операцию и 7 февраля скончался в Петрограде.


Книги автора:

"И.И.Бецкой и его система воспитания"_1904